Обзор литературных произведений

Чтобы уметь обсуждать в обществе литературные произведения, нужно их как минимум вспомнить, но для этого нужно "перелопатить" все ранее прочитанные художественные книги. Но и это не спасает, ведь нужно уметь анализировать прочитанное, делать выводы. Если самостоятельно этого сделать не получается, есть смысл обратиться к нашим статьям и советам.

Психологический роман - это произведение, рассказывающее о характере героя не словами автора, а объясняющее поступками, мыслями самого героя. Лермонтов отказывается от обычной хронологической композиции, а показывает Печорина сначала глазами Максима Максимыча - человека любящего, но не понимающего его, затем глазами проезжающего автора, который безразличен к герою как человеку, но понимает его, и лишь потом сам Печорин старается разобраться в своей душе.

Жанр - это особый, относительно устойчивый вид или тип художественного произведения в единстве его формы и содержания. В истории литературы встречаются произведения, в которых сочетаются черты разных жанров. Это относится и к поэме Гоголя. Сам Гоголь называл это произведение поэмой, но не в традиционном, а в особом значении. По мнению писателя рамки романа были весьма узкими, тесными для такого рода произведения, так как не соответствовали художественной задаче: показать всю Русь. 

Комедия «Горе от ума» вызывает противоречивые взгляды у классицистов, романтистов. Классицисты не приняли комедию, считали (письмо Катенина к Грибоедову), что она не достаточно четко построена, но Грибоедов считал, что расстановка лиц четкая. Сцены связаны произвольно, а Грибоедов отстаивал преимущество естественной завязки. Катенин объявил, что характеры портретны, то есть индивидуализированы, в Грибоедов гордился этим качеством. У Грибоедова каждый характер отражает тип в обществе: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одного не найдено».

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - писал Пушкин. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, поэтому автор называет свой роман «свободным» (8 глава). Свобода Пушкинского произведения – это непринужденная беседа автора с читателем. Такая свободная форма повествования позволила воссоздать историческую картину современного Пушкину общества, то есть написать «энциклопедию русской жизни». Автор пересмотрел границы поэзии и прозы, нарушая традиционные литературные правила он позволил себе смешать слова высокие и низкие:

«Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность», - говорил В.Г. Белинский. И это действительно так. Пушкин всегда ненавидел рабство и тиранию, призывая к свободе. Свобода поэта постепенно превращает его жизнь в подвиг, потому что он должен служить только истине. Для обозначения высокой роли поэта в стихотворении «Пророк» используется религиозная символика. Сам Пушкин истинную ценность своего творчества видел в том, что боролся за свободу народа, его цель: «глаголом жечь сердца людей», и он верен ей до конца. В стихотворении «Памятник», подводя итог своему творчеству Пушкин отличает следующие заслуги:

«Обыкновенная история» - это не только первое знаменательное произведение Гончарова, но и первый русский роман. В сюжете нет ничего интригующего. Молодой человек, отказался от юношеских грез об исключительной судьбе и смирившийся со своей обыкновенностью: сначала, возвратившись в Петербург в деревню, он приходит к пониманию, что жизнь прекрасна и без романтического флирта. Но проходит немного – 5 лет, и Александр ощущает себя обыкновенным, как какой-нибудь преуспевающий действительный тайный советник.

Явления «серебряного века» ведут к забытью от жизни, пессимизму, унынию, страх перед жизнью и нет стремления сделать себя лучше. Считают, что время, в которое они живут – сумрачное время, упадок во всех сферах жизни, но они не считали свое искусство упадническим, это просто духовная атмосфера времени. Поэтому необходимо уйти от действительности во имя сохранения культуры и культурных ценностей. Искусство противоположно жизни и они не зависят друг от друга.

Конец пятидесятых начало шестидесятых годов XIX века было временем подготовки крестьянской реформы. Отношение к аграрному вопросу дворянской интеллигенции вывело её неспособность к дальнейшей борьбе. На смену либералам приходят разночинцы демократы, стремящаяся к ломке господствующих общественных отношений. Тургенев, будучи правдивым художником, не мог остаться в стороне от проблем, волновавших общественность. Конфликт настоящего и прошлого отражён в романе "Отцы и дети", начатом автором в 1860 году.

В чем своеобразие картины, воссозданной в стихотворении? Как лирический герой узнает о произошедшем? В стихотворении события воссоздаются по следам, которые оставлены в лесу. Лирический герой узнает о произошедшем по следам на снегу, обломанным веткам, осыпавшейся хвое. Подумайте, меняется ли при чтении интонация? Почему? Интонация меняется с размеренной на динамичную, когда описывается побег оленя от погони. Какие художественные определения (эпитеты) использует поэт для создания образа оленя? Какой эпитет показался вам самым необычным? Попытайтесь объяснить его значение.

Роман написан в 20 году и выходил в списках. Его долго не печатали. Автора обвиняли в социальном пессимизме, говорили, что он чернит революцию. Он её готовил, приближал, а когда она пришла, понял, что это не то, что он ожидал.

В произведении происходит столкновение двух идей: идеи наполеонизма и христианского смирения. Уже в начале романа узнаем, что Раскольников покусился на какое – то дело, а еще раньше Раскольников – студент выдвинул теорию, написав статью «о преступлении» в которой рассматривалось поведение, состояние человека – преступника. Кроме того, он поставил вопрос о преступлении, который разрешается «по совести» и не считается. Раскольников делил людей на два разряда: низкий (обыкновенные люди) должны жить в послушании и не могут преступать закон.

Написанная в 1925 году повесть "Собачье сердце" Булгакова была напечатана только спустя 62 года. В содержании этой повести есть моменты, объясняющие, но не оправдывающие её запрет. Чувствуется солидарность Булгакова крамольным или, как говорит доктор Борменталь, "контрреволюционным" рассуждениям профессора Преображенского, например его рассказ о разрухе...

Проза 90-х многогранна, но попробуем выделить основные темы. Первая из них – тема нравственности и нравственного выбора, но она так или иначе присутствует в каждом произведении. Литературу девяностых  волнует вопрос как жить в это время агрессивности, «недообразованности», хамства. Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев в своих произведениях неизменно ведут речь об этих проблемах, хотя они и оптимистичны. Но некоторые писатели – Лариса Петрушевская, Виктор Ерофеев, Валерия Нарбикова – не только не приукрашивают жизнь, но и не пытаются найти героя, которому хочется подражать.

1. Какова история создания повести Гоголя "Шинель"?  2. Что такое анекдот? Похожа ли повесть Гоголя на тот анекдот? 3. Каков сюжет произведения "Шинель" Гоголя? 4. Какова главная тема повести «Шинель»? 5. Герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу под именем «маленького человека». Как вы понимаете это словосочетание? 6. В каких произведениях мы встречались с темой «маленького человека»?

Для Толстого нет величия там, где нет простоты, добра и правды, а нет их в высшем свете: в салоне Шерер, Курагиных, и потому жизнь их бессмысленна, наполнена суетой, тщеславием, погоней за чинами и богатством, и только лишь любимые герои Толстого живут настоящей жизнью ошибаясь, отрекаясь от ложных идеалов, снова и снова ищут смысл жизни, хоть и сложен этот путь. Андрей Болконский сразу противопоставляет себя обществу, уверен своем высоком предназначении и идет на войну, чтоб совершить подвиг, он говорит: «Я ничего так не люблю, как только славу. Смерть, раны, потеря семьи – ничто мне не страшно». Но представления Андрея о славе связаны с традициями русского классицизма: в XIX веке желание славы – стремление к общему благу, пользе, скоро Андрей откроет, что настоящий подвиг совершает не слава Наполеона, а капитан Тушин, то есть его идеалы сталкиваются с жизнью. 

Достоевский в образе Раскольникова показал противоречия между индивидуализмом и человечностью. Человек совершает преступление против нравственности и никакими благими целями его не скроешь. Раскольников – неумелый преступник, хоть он и не оставил улик, он потерпел поражение внутри себя. Основное наказание – его совесть. Раскольников не понял сущность деления людей, есть люди, которые действуют не задумываясь (Наполеон), и которые размышляют. У Раскольникова свое представление о счастье, а личная власть – лишь ступенька, чтоб привести людей к счастью.

1. Почему И. Соколов−Микитов назвал своё произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить иначе? Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Какой он, этот Листопадничек? Порассуждаем и постараемся найти ответы на все эти вопросы.

Все до Лескова видели в народе его страдальческое начало. Лесков увидел то, что оставалось скрытым для других писателей: одухотворенную красоту, великую телесную и душевную силу, верность нравственному идеалу. «Левша» - сказ о том, как тульские мастера английскую блоху подковали. Гениальный Левша с выдранными волосьями, в тощей груди которого бьется чистое и верное сердце русского патриота: «Мужественный старик» атаман Платонов, растерявший на дворцовом паркете гордость бесстрашного война, царь Николай – самовлюбленный дубина – все это есть в рассказе. 

Основная идея поэмы - оценить результаты крестьянской реформы, которые видны глазами семерых мужиков, заспоривших "кому живется весело, вольготно на Руси". С первых строк предстают перед нами крестьяне: в лаптях, онучах, армяке, раздетые, не сытые, натерпевшиеся горя, с дерзкой мечтой о "волюшке". Поэт сумел разглядеть сквозь долготерпение народа ростки протеста, революционный дух, стремление выбраться из неволи, ненависть к угнетателям.

По характеру и интересам Катерина резко выделяется среди обывателей (купцов, мещан). Это натура поэтическая и мечтательная, таких часто считают чудачками, но отличает её прямота и откровенность, неумение спрятаться за чужую спину. В родительском доме ей жилось «легко и свободно, точно птичка на воле». С этой фразы и до конца пьесы рядом с Катериной будет образ птицы. В народной поэзии она символизирует любовь, красоту и нежность, а главное – свободу – все эти качества соединены в Катерине.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихов. Открывается особый мир влюбленного поэта (любовь к Менделеевой). Лирический герой преклоняется перед идеалом красоты и женственности, это рыцарь, отдающий жизнь служению своей Даме, готовый ждать ее «в мерцанье красивых лампад». Поводом для стихотворения «Вхожу я в темные храмы» стала встреча в Исаакиевском соборе с Менделеевой, перед лирическим героем возникает возвышенный образ.

Начиная с 20х годов тема любви властно входит в творчество Бунина, чтобы в последствии, в конце 30е – 40е годы стать главной (книга рассказов «Темные аллеи»). Самый большой рассказ 20х годов – «дело корнета Елагина». Герой, влюбленный в актрису, переживает мучительную и сокрушающую любовь – ту первую любовь, которая по словам писателя, сопровождается драмами, трагедиями, страданиями, но не только этим, но и «переживают, сами того не ведая, жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола». 

Мастерство, талант всегда поражает, особенно поражает нас мастерство писателя, потому что в его произведении все слито воедино, соткан неповторимый образ, рисунок, дух, рожденный, казалось бы, легким мазком художника в минуты вдохновения. Безусловно это касается и Н.В. Гоголя. Его друг и критик В.Г. Белинский писал: «При каждом слове его поэмы читатель может говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора,… и в пафосе всей поэмы, и в характере действующих лиц».

Маяковский – поэт революции и прежде всего сатирик. Сначала Маяковский рисовал плакаты и писал агитки в окнах РОСТА, которые стали образцами «альбомной лирики», помогающей «выволочь республику из грязи», например: 
«Болтливость – растрата рабочих часов
в рабочее время – язык на засов»
«Товарищи люди, будьте культурны
на пол не плюйте, а плюйте в урны»

«Вишневый сад» - последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Действие происходит в имении помещицы Любови Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями. Чехов боготворит природу, ее творческую мощь, беспредельную красоту и устремленность к обновлению и созиданию. предназначении, о его неисчерпаемых возможностях, необходимости духовного обновления. Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной, и в ее душе пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь. Даже для купца Лопахина он означает нечто большее, чем объект выгодной сделки, он восторженно восклицает: «Купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете».

История литературы о Великой Отечественной Войне началась с первых дней войны, чтобы поддержать дух военных. В ней говорилось о Родине, будущей победе, описывала подвиги наших людей, но к концу 41 года она стала обращаться и к душе человека, а после даже пыталась объективно смотреть на мир, то есть немцы перестали выглядеть тупыми и ленивыми. Литература послевоенная обсуждала первый вопрос – вопрос победы, а какой ценой, задумались позже в 60х -70х годах. Эта цена – человеческие жизни, люди, совершающие подвиги ради Родины, ради жизней других людей. Это ярко выражено в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».

 Основную трагедию жизни Чехов видит в обывательщине, пошлости, люди даже не умеют не только подняться над нею, но даже различить ее в себе и в окружающих. Пошлость – полное отсутствие духовности, бездушие и мелочность присущи героям его рассказов, но глубоко понимая влияние среды – и природной, и среды вещей, и социальной, Чехов не освобождал волю человека от ответственности за его деяния, мысли и чувства. Так в рассказе «Ионыч» Дмитрий Старцев променял живые мысли на сытое, самодовольное существование, а ведь это был человек неплохой (но не идеальный), на общем фоне достаточно умный, относительно духовным, которого тяготит эта пошлая, серая, абсолютно бездуховная жизнь, в ней самая «интересная» семья – семья Туркиных (талантливая, образованная). Папа – шутит, мама – читает собственные романы, Катя – играет на рояле.

Илья Ильич Обломов – русский барин, помещик средней руки. Воспитывался в провинциальной глуши, обучался в столичном университете, служивший чиновником, но потом оставил службу. Он мягок и добр от природы, наделен флегматическим темпераментом, сохранивший в 32 года чистое сердце и целомудренную душу и в этом уже не изменится до конца дней. Обломов показан таким, каким он себе кажется – благодетель крестьян. Это человек мечтающий, мечтает занять особое место, но не может беспокоиться, мечтает о действиях (вернуться в поместье, сменить управляющего, перестроить дом, жениться).

А. Толстой отбирает в истории крупные, переломные эпохи, насыщенные грозными и величественными событиями, испытаниями для всего народа и каждого человека в отдельности. Готовясь к созданию эпопеи о Петре, писатель проделал колоссальную научную работу, изучил сотни книг, дневников. Три группы противоречий легли в основу романа. Первый движущий действия конфликт – это борьба между сторонниками преобразований во главе с Петром и противостоявшей ей боярской верхушкой. Этот конфликт осложняется в III книге – между интересами русского национального государства и иностранных держав. При этом из множества эпизодов и картин складывается художественный мир в центре которого стоит Петр и его деятельность. Реальные лица в романе действуют наряду с вымышленными.