Обзор литературных произведений

Чтобы уметь обсуждать в обществе литературные произведения, нужно их как минимум вспомнить, но для этого нужно "перелопатить" все ранее прочитанные художественные книги. Но и это не спасает, ведь нужно уметь анализировать прочитанное, делать выводы. Если самостоятельно этого сделать не получается, есть смысл обратиться к нашим статьям и советам.

Психологический роман - это произведение, рассказывающее о характере героя не словами автора, а объясняющее поступками, мыслями самого героя. Лермонтов отказывается от обычной хронологической композиции, а показывает Печорина сначала глазами Максима Максимыча - человека любящего, но не понимающего его, затем глазами проезжающего автора, который безразличен к герою как человеку, но понимает его, и лишь потом сам Печорин старается разобраться в своей душе.

Жанр - это особый, относительно устойчивый вид или тип художественного произведения в единстве его формы и содержания. В истории литературы встречаются произведения, в которых сочетаются черты разных жанров. Это относится и к поэме Гоголя. Сам Гоголь называл это произведение поэмой, но не в традиционном, а в особом значении. По мнению писателя рамки романа были весьма узкими, тесными для такого рода произведения, так как не соответствовали художественной задаче: показать всю Русь. 

Комедия «Горе от ума» вызывает противоречивые взгляды у классицистов, романтистов. Классицисты не приняли комедию, считали (письмо Катенина к Грибоедову), что она не достаточно четко построена, но Грибоедов считал, что расстановка лиц четкая. Сцены связаны произвольно, а Грибоедов отстаивал преимущество естественной завязки. Катенин объявил, что характеры портретны, то есть индивидуализированы, в Грибоедов гордился этим качеством. У Грибоедова каждый характер отражает тип в обществе: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одного не найдено».

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - писал Пушкин. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, поэтому автор называет свой роман «свободным» (8 глава). Свобода Пушкинского произведения – это непринужденная беседа автора с читателем. Такая свободная форма повествования позволила воссоздать историческую картину современного Пушкину общества, то есть написать «энциклопедию русской жизни». Автор пересмотрел границы поэзии и прозы, нарушая традиционные литературные правила он позволил себе смешать слова высокие и низкие:

«Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность», - говорил В.Г. Белинский. И это действительно так. Пушкин всегда ненавидел рабство и тиранию, призывая к свободе. Свобода поэта постепенно превращает его жизнь в подвиг, потому что он должен служить только истине. Для обозначения высокой роли поэта в стихотворении «Пророк» используется религиозная символика. Сам Пушкин истинную ценность своего творчества видел в том, что боролся за свободу народа, его цель: «глаголом жечь сердца людей», и он верен ей до конца. В стихотворении «Памятник», подводя итог своему творчеству Пушкин отличает следующие заслуги:

«Обыкновенная история» - это не только первое знаменательное произведение Гончарова, но и первый русский роман. В сюжете нет ничего интригующего. Молодой человек, отказался от юношеских грез об исключительной судьбе и смирившийся со своей обыкновенностью: сначала, возвратившись в Петербург в деревню, он приходит к пониманию, что жизнь прекрасна и без романтического флирта. Но проходит немного – 5 лет, и Александр ощущает себя обыкновенным, как какой-нибудь преуспевающий действительный тайный советник.

Явления «серебряного века» ведут к забытью от жизни, пессимизму, унынию, страх перед жизнью и нет стремления сделать себя лучше. Считают, что время, в которое они живут – сумрачное время, упадок во всех сферах жизни, но они не считали свое искусство упадническим, это просто духовная атмосфера времени. Поэтому необходимо уйти от действительности во имя сохранения культуры и культурных ценностей. Искусство противоположно жизни и они не зависят друг от друга.

Конец пятидесятых начало шестидесятых годов XIX века было временем подготовки крестьянской реформы. Отношение к аграрному вопросу дворянской интеллигенции вывело её неспособность к дальнейшей борьбе. На смену либералам приходят разночинцы демократы, стремящаяся к ломке господствующих общественных отношений. Тургенев, будучи правдивым художником, не мог остаться в стороне от проблем, волновавших общественность. Конфликт настоящего и прошлого отражён в романе "Отцы и дети", начатом автором в 1860 году.

В чем своеобразие картины, воссозданной в стихотворении? Как лирический герой узнает о произошедшем? В стихотворении события воссоздаются по следам, которые оставлены в лесу. Лирический герой узнает о произошедшем по следам на снегу, обломанным веткам, осыпавшейся хвое. Подумайте, меняется ли при чтении интонация? Почему? Интонация меняется с размеренной на динамичную, когда описывается побег оленя от погони. Какие художественные определения (эпитеты) использует поэт для создания образа оленя? Какой эпитет показался вам самым необычным? Попытайтесь объяснить его значение.

Роман написан в 20 году и выходил в списках. Его долго не печатали. Автора обвиняли в социальном пессимизме, говорили, что он чернит революцию. Он её готовил, приближал, а когда она пришла, понял, что это не то, что он ожидал.

Совершив из-за поломки в самолете вынужденную посадку, летчик неожиданно знакомится с очаровательным любопытным малышом, настолько тонко чувствующим и человечным, что автор принимает его за принца, прилетевшего из космоса. Как и все дети, познающие окружающий мир, он задает вопросы в поиске ответов, говорит о своей далекой родине, о путешествиях на другие планеты и о своих наблюдениях. Взрослый и ребёнок, одинаково страдающие от одиночества и испытывающие душевное родство, становятся верными друзьями, которые понимают друг друга без слов.

Мальчик заблудился в тайге. Случайно он вышел к озеру, полному рыбы. Оно вывело его к большой реке, где его подобрал катер. Мальчик показал рыболовам новое рыбное место, и озеро назвали в его честь.

В произведении происходит столкновение двух идей: идеи наполеонизма и христианского смирения. Уже в начале романа узнаем, что Раскольников покусился на какое – то дело, а еще раньше Раскольников – студент выдвинул теорию, написав статью «о преступлении» в которой рассматривалось поведение, состояние человека – преступника. Кроме того, он поставил вопрос о преступлении, который разрешается «по совести» и не считается. Раскольников делил людей на два разряда: низкий (обыкновенные люди) должны жить в послушании и не могут преступать закон.

Написанная в 1925 году повесть "Собачье сердце" Булгакова была напечатана только спустя 62 года. В содержании этой повести есть моменты, объясняющие, но не оправдывающие её запрет. Чувствуется солидарность Булгакова крамольным или, как говорит доктор Борменталь, "контрреволюционным" рассуждениям профессора Преображенского, например его рассказ о разрухе...

Проза 90-х многогранна, но попробуем выделить основные темы. Первая из них – тема нравственности и нравственного выбора, но она так или иначе присутствует в каждом произведении. Литературу девяностых  волнует вопрос как жить в это время агрессивности, «недообразованности», хамства. Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев в своих произведениях неизменно ведут речь об этих проблемах, хотя они и оптимистичны. Но некоторые писатели – Лариса Петрушевская, Виктор Ерофеев, Валерия Нарбикова – не только не приукрашивают жизнь, но и не пытаются найти героя, которому хочется подражать.

1. Какова история создания повести Гоголя "Шинель"?  2. Что такое анекдот? Похожа ли повесть Гоголя на тот анекдот? 3. Каков сюжет произведения "Шинель" Гоголя? 4. Какова главная тема повести «Шинель»? 5. Герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу под именем «маленького человека». Как вы понимаете это словосочетание? 6. В каких произведениях мы встречались с темой «маленького человека»?

Для Толстого нет величия там, где нет простоты, добра и правды, а нет их в высшем свете: в салоне Шерер, Курагиных, и потому жизнь их бессмысленна, наполнена суетой, тщеславием, погоней за чинами и богатством, и только лишь любимые герои Толстого живут настоящей жизнью ошибаясь, отрекаясь от ложных идеалов, снова и снова ищут смысл жизни, хоть и сложен этот путь. Андрей Болконский сразу противопоставляет себя обществу, уверен своем высоком предназначении и идет на войну, чтоб совершить подвиг, он говорит: «Я ничего так не люблю, как только славу. Смерть, раны, потеря семьи – ничто мне не страшно». Но представления Андрея о славе связаны с традициями русского классицизма: в XIX веке желание славы – стремление к общему благу, пользе, скоро Андрей откроет, что настоящий подвиг совершает не слава Наполеона, а капитан Тушин, то есть его идеалы сталкиваются с жизнью. 

Троянская война была затеяна богами для того, чтобы кончилось время героев и наступил нынешний, людской, железный век. Кто не погиб у стен Трои, тот должен был погибнуть на обратном пути.

Достоевский в образе Раскольникова показал противоречия между индивидуализмом и человечностью. Человек совершает преступление против нравственности и никакими благими целями его не скроешь. Раскольников – неумелый преступник, хоть он и не оставил улик, он потерпел поражение внутри себя. Основное наказание – его совесть. Раскольников не понял сущность деления людей, есть люди, которые действуют не задумываясь (Наполеон), и которые размышляют. У Раскольникова свое представление о счастье, а личная власть – лишь ступенька, чтоб привести людей к счастью.

Землянин попал на планету с подводной цивилизацией, там женился и отправился с женой на землю. Через год влюблённые вшили себе клапаны, позволявшие землянину дышать под водой, а его жене — в воздухе.

1. Почему И. Соколов−Микитов назвал своё произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить иначе? Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Какой он, этот Листопадничек? Порассуждаем и постараемся найти ответы на все эти вопросы.

Все до Лескова видели в народе его страдальческое начало. Лесков увидел то, что оставалось скрытым для других писателей: одухотворенную красоту, великую телесную и душевную силу, верность нравственному идеалу. «Левша» - сказ о том, как тульские мастера английскую блоху подковали. Гениальный Левша с выдранными волосьями, в тощей груди которого бьется чистое и верное сердце русского патриота: «Мужественный старик» атаман Платонов, растерявший на дворцовом паркете гордость бесстрашного война, царь Николай – самовлюбленный дубина – все это есть в рассказе. 

Основная идея поэмы - оценить результаты крестьянской реформы, которые видны глазами семерых мужиков, заспоривших "кому живется весело, вольготно на Руси". С первых строк предстают перед нами крестьяне: в лаптях, онучах, армяке, раздетые, не сытые, натерпевшиеся горя, с дерзкой мечтой о "волюшке". Поэт сумел разглядеть сквозь долготерпение народа ростки протеста, революционный дух, стремление выбраться из неволи, ненависть к угнетателям.

По характеру и интересам Катерина резко выделяется среди обывателей (купцов, мещан). Это натура поэтическая и мечтательная, таких часто считают чудачками, но отличает её прямота и откровенность, неумение спрятаться за чужую спину. В родительском доме ей жилось «легко и свободно, точно птичка на воле». С этой фразы и до конца пьесы рядом с Катериной будет образ птицы. В народной поэзии она символизирует любовь, красоту и нежность, а главное – свободу – все эти качества соединены в Катерине.

Девочка потеряла интерес к жизни и просит живого слона. Отец ночью приводит ей слона из зверинца. Девочка играет с ним целый день, у нее улучшается настроение и самочувствие. На следующее утро девочка выздоравливает. Шестилетняя девочка Надя болеет, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство её вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет и с каждым днём становится всё слабее.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихов. Открывается особый мир влюбленного поэта (любовь к Менделеевой). Лирический герой преклоняется перед идеалом красоты и женственности, это рыцарь, отдающий жизнь служению своей Даме, готовый ждать ее «в мерцанье красивых лампад». Поводом для стихотворения «Вхожу я в темные храмы» стала встреча в Исаакиевском соборе с Менделеевой, перед лирическим героем возникает возвышенный образ.

Начиная с 20х годов тема любви властно входит в творчество Бунина, чтобы в последствии, в конце 30е – 40е годы стать главной (книга рассказов «Темные аллеи»). Самый большой рассказ 20х годов – «дело корнета Елагина». Герой, влюбленный в актрису, переживает мучительную и сокрушающую любовь – ту первую любовь, которая по словам писателя, сопровождается драмами, трагедиями, страданиями, но не только этим, но и «переживают, сами того не ведая, жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола». 

Своенравная Королева настолько глупа и самоуверенна, что издает указ щедро наградить любого, кто принесет ей подснежники зимой. Злая Мачеха, прослышав об указе, отправила в зимний лес свою падчерицу, чтобы та раздобыла подснежники. Уже порядком замерзшая девочка случайно набрела на поляну, где у яркого костра греются братья-месяцы. Они помогли падчерице найти цветы. А брат Апрель подарил девушке колечко.

Мастерство, талант всегда поражает, особенно поражает нас мастерство писателя, потому что в его произведении все слито воедино, соткан неповторимый образ, рисунок, дух, рожденный, казалось бы, легким мазком художника в минуты вдохновения. Безусловно это касается и Н.В. Гоголя. Его друг и критик В.Г. Белинский писал: «При каждом слове его поэмы читатель может говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора,… и в пафосе всей поэмы, и в характере действующих лиц».