Достоевский в образе Раскольникова показал противоречия между индивидуализмом и человечностью. Человек совершает преступление против нравственности и никакими благими целями его не скроешь. Раскольников – неумелый преступник, хоть он и не оставил улик, он потерпел поражение внутри себя. Основное наказание – его совесть.

Раскольников не понял сущность деления людей. Есть люди, которые действуют не задумываясь (Наполеон), и которые размышляют. У Раскольникова свое представление о счастье, а личная власть – лишь ступенька, чтоб привести людей к счастью. Но Раскольников оказался в разряде тех, которые не могут преступить, и это плюс Достоевского. Раскольников боится не разоблачения, а самого себя. Юридическое наказание не так страшно и он желает его, так как оно избавит Раскольникова от нравственного мучения.

Счастье не может быть основано на чужом несчастье, даже 1 человека и Раскольников поплатился за это муками совести. Убив одного он бы мог убить и другого и стал бы обычным тираном, но он не смог преступить через кровь. Это доказывает его нравственную силу, что Раскольников не Наполеон, так как Наполеон и миссия в одном лице невозможны и совесть не позволила идти до конца.

Грех необходимо искупить и по этому пути ведет Раскольникова Соня. В ее идеях глубокий смысл: общество не может строится на несчастье одной старухи, следовательно, и на основе революций, насилия и индивидуализма, путь к идеалу должен быть нравственным.

Убийство Лизаветы помогло крушению, этот факт закономерен. Раскольников пошел на убийство ради униженных и оскорбленных и вместо того, чтоб помочь Лизе, он убивает ее, хотя смотрит на это как на досадную случайность. Это главное препятствие между Раскольниковым и Соней. Этим он убил и Соню, и тех, ради кого преступил.

Его преследовали мысли о том, что старуха жива, она смеялась над ним. Старуха жива, как несправедливость мира, а душа Раскольникова мертва. Осознание своего крушения («А ведь ты права, Соня») было невыносимым. Его душа нуждается в воскресении, в помощи, так как он сам – порождение мира, с которым он борется (теория буржуазной революции). Он оказался одиноким, а к этому испытанию Раскольников не был готов. Индивидуалист наказывается одиночеством и это страшнее, чем просто страх, и это сразу поняла Соня: «Как же без человека то прожить можно» - восклицает она. Все для Раскольникова мертво, даже если б он спас сотни людей, все равно бы остался одинок. Он оказался в нравственной изоляции от всех, но убежать от себя он не может.

Единственный путь к воскрешению и возвращению к людям возможен лишь через страдание и раскаяние, в этом помогла христианская и женская любовь Сони. В этом гуманизм романа, так как индивидуализм может привести общество к нравственной гибели.