В произведении происходит столкновение двух идей: идеи наполеонизма и христианского смирения. Уже в начале романа узнаем, что Раскольников покусился на какое-то дело, а еще раньше Раскольников – студент выдвинул теорию, написав статью «о преступлении» в которой рассматривалось поведение, состояние человека – преступника. Кроме того, он поставил вопрос о преступлении, который разрешается «по совести» и не считается.

Раскольников делил людей на два разряда: низкий (обыкновенные люди) должны жить в послушании и не могут преступать закон. Они лишь служат материалом зарождения себе подобных. А люди высшего разряда (необыкновенные) способны сказать в среде свое слово, они двигают мир и ведут его к цели. Они разрешают себе перешагнуть через трупы и кровь обыкновенных людей. Но все это для того, чтобы привести тех же людей к счастью. С одной стороны – достижение власти любыми средствами, с другой – цель миссии, которая хочет добра людям: «Чтобы делать добро нужна прежде власть». Теория объединяет Христа и Наполеона, но даже Раскольников сам чувствует уязвимость идеи, навеянной трудами Ницше. («Это человек то вошь?», «Да и я не знаю, что не вошь», - отвечает он Соне), но его теория не выдумка, в свое время похожие идеи были у Наполеона III.

Но кроме гордости и высокомерия Раскольникова есть христианское смирение Сони (они противоположны), а Соня выражает идеи автора. Соня по своей воле выбирает роль жертвы, как Христос, чтоб спасти людей. Ищет спасения и блага тем, кого любит больше себя. Раскольников убивает других, а Соня – свою душу, считая, что этим можно облегчить участь людей. Любовь и человечность движут «вечной Сонечкой», она не горда, а смиренна, при этом, страдая, она не ропщет и не плачет. Именно Соня подталкивает Раскольникова к размышлениям о судьбах человечества.

Цель Раскольникова – спасти мир, а Соне нужно просто спасти от голода нескольких детей. Она отдалена от мира, безразлична к законам, для нее есть только законы нравственности.

Христианство Сони – религия рабов, униженных, направленная на поддержку больных и детей, а к церковным канонам она равнодушна. Значение и идеи – свершение добрых дел и Соня молится, чтоб ее жертва не осталась бесполезной. Соня – воплощенная любовь, прежде всего христианская. Эта любовь победила идеи Раскольникова, подняла его над ужасами жизни.

Правда Сони побеждает правду Раскольникова, она привела его к пониманию страшной индивидуалистической сущности его идей, а именно индивидуализм может привести общество к нравственной гибели.