Жанр - это особый, относительно устойчивый вид или тип художественного произведения в единстве его формы и содержания. В истории литературы встречаются произведения, в которых сочетаются черты разных жанров. Это относится и к поэме Гоголя. Сам Гоголь называл это произведение поэмой, но не в традиционном, а в особом значении. По мнению писателя рамки романа были весьма узкими, тесными для такого рода произведения, так как не соответствовали художественной задаче: показать всю Русь. Гоголь не принял форму авантюрно-плутовского романа, там нет авантюрных похождений героя, развлекательных событий, таинственного романтического начала. "Похождения" Чичикова служат средством раскрытия типических характеров в типических обстоятельствах.

Гоголь не принял и форму нравоописательного романа, который давал бы бытовые зарисовки, далекие от подлинного реалистичного изображения. Для него была важна судьба не отдельной личности и даже не её конфликт с обществом, а судьбы целых социальных слоёв (помещичьего, чиновничьего, крестьяне). Поэтому "Мёртвые души" отличаются широким охватом социальной действительности, постановкой злободневных проблем современности, множеством типичных образов, правдивой картиной нравов тогдашнего общества.

Эта широкая эпичность изображения действительности существенных сторон русской жизни, раскрывающих антинародный характер крепостничества, образ всей России, воплощённый в произведении, делают "Мёртвые души" поэмой или эпопеей.

Отрицание всего пошлого, безобразного в окружающей действительности сочетается с утверждением прекрасного, благородного, светлого, которое Гоголь увидел в нравственном возрождении человека, в природе, в народной жизни, в великом будущем русского народа. Именно поэтому через все произведение проходит голос самого автора. Это лирическое движение, высокий лирический настрой, нарастающий концу первого тома, где возникает образ "птицы-тройки", также делает "Мёртвые души" поэмой.

И всё же определение произведения Гоголя как поэмы во многом условно. Лев Толстой, говоря об условности и зыбкости жанровых границ, сослался на Гоголя: "Возьмите "Мёртвые души". Что это? Не роман, не повесть. Нечто совершенно оригинальное".

Лирические отступления Гоголя и образ автора

Образ автора проступает в лирических отступлениях - художественный приём, используемый автором для заявления собственной позиции, взглядов, чувств, мироощущения.

Наиболее яркое лирическое отступление - "птица-тройка". Гоголь рассказывает о судьбе России, в которой его душа и мысли. Автор показывает неисчерпаемое силу России, её образ определяет мечту Гоголя.

Рассказывает Гоголь и о двух типах писателей. Напрямую делится своими мыслями писатель реалист, который не может не быть сатириком, а писатель романтик (7 глава) "сквозь видимый миру смех и незримые слёзы" изображает жизнь. На фоне лирически возвышенных срок возникает Русь. Принцип контраста ухудшает представление о героях. Россия - бедная и отсталая, но Гоголь мечтает о другой, "здесь ли не быть богатырей, когда есть место, где развернуться ".

Лирические отступления не уводят от основной мысли, а углубляют её. На фоне размышлений о "бойком русском уме" возникает тупость помещиков и чиновников.

В повести есть и тема дороги, которая органически связана с темой России, с рассуждениями автора о своём труде и призвании. Дорога - символ движения жизни, нравственного совершенствования. Автор иронично рассказывает о "толстых" и "тонких" представителях дворянства, о тонкостях обращения с людьми, о странности господствующих чиновников, то о метко сказанном русском слове, песне.

Лирические отступления просты, доступны. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Они раскрывают характер автора и проблемы, которые он решает в "Мёртвых душах". В каждом отступлении можно найти черты писателя: гуманиста, гражданина, патриота, сатирика и лирика.