Обзор литературных произведений

Чтобы уметь обсуждать в обществе литературные произведения, нужно их как минимум вспомнить, но для этого нужно "перелопатить" все ранее прочитанные художественные книги. Но и это не спасает, ведь нужно уметь анализировать прочитанное, делать выводы. Если самостоятельно этого сделать не получается, есть смысл обратиться к нашим статьям и советам.

Придумайте свою историю о каком-нибудь предмете. Расскажите её в форме сказки. Представьте, что предмет ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с ним происходить. Какими чертами характера вы наделите предмет? Оживить в своих фантазиях можно совершенно любой предмет, который вы увидите вокруг себя или даже просто вспомните о его существовании.  Представьте, что этот предмет живой, что у него есть свой характер, может быть даже очень скверный, а может, наоборот, добрый и покладистый.

Горький пошел по трудному пути, показав возрождение матери. Ей еще 40 лет, но она считает себя старухой («прожив лет 50»). Она человек устоявшихся взглядов и ее трудно переубедить. Ее опорой в жизни являются только сын и бог, но сын далек от нее, так как Павел говорит: «Не хочу ни любви, ни дружбы, которая цепляется за ноги, удерживает…».

Вникая в державинские стихотворения, нужно преодолеть некоторые трудности языкового характера. Непривычный, неуклюжий русский поэтический язык допушкинской эпохи. Державин, открывая в своих новаторских стихах широкую дорогу просторечию, дал толчок работе русских поэтов над языком. Сохраняя оду, он насыщал её новым содержанием, нарушая каноны классицизма. Рассказывая о кончине князя Мещерского, он не ограничился философскими рассуждениями о смерти, а исповедовался о своём, частном, присущем только ему (вкусы, свой возраст).

Война 1812 года предстаёт в изображении Л.Н.Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности создают народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, "не должны", а узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Росся". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Издавна литература показывала героя, который стоял перед нравственным выбором: идти до конца в своих принципах, наживать синяки и шишки, или же приспособиться, пойти на сделку с совестью. Но выделять тему нравственности не совсем верно, она так или иначе присутствует в каждом произведении, например, "Печальный детектив" Астафьева.

Семидесятые годы русскую литературу стали по-новому делить по жанрам. Были писатели деревенщики и городская проза. Шукшин относится к писателям-деревенщикам, в своих произведениях он часто противопоставляет город деревне.

Тема Родины – главная тема в лирике Есенина. О чем бы ни писал, образ родного края всегда присутствует в его стихах. Именно Родина была самой сильной и единственной его любовью. За эту любовь его обвиняли в национализме. Еще в ранних стихах (сборник «Радуница») автор предстает, как пламенный патриот, но тогдашние представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина – село Константиново, где он родился. Чувство Родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. Сначала у него выходили стихотворения бледные, невыразительные, подражательные, например:

Раннее творчество Горького проходило под знаком как реализма («Челкаш», «Коновалов», «Мальва» - образа босяков, людей из народа), так и романтизма («Песня о соколе», «Бурев», «Чудра», «Изергиль»). Во всем чувствуется идеи автора. Так, в «Песне о соколе» он высмеивает тех людей, которые не могут, не умеют судить о жизни и считают каплю полученной информации вполне достаточной, чтоб сделать вывод; судят других по себе. И воспевает стремление к жизни, к борьбе, храбрость.

Творческая история романа необычна. Он появился в журнале "Современник", который возглавлял Н.А.Некрасов в 1862 году. Автор романа Чернышевский находился в Петропавловской крепости и ждал приговора за антиобщественную деятельность. Роман всё-таки появился, Чернышевскому удалось обмануть двойную цензуру. Для этого он применил хитрые литературный приём. Он выхватил из середины романа эпизод так называемого таинственного исчезновения одного из героев и поместил его в начало романа. 

Однажды выступая перед публикой со своими стихами, в ответ на просьбу прочесть что – нибудь «о России» он сказал: «Это все – о России». В юношеской лирике Блока все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Тема ожидания и предчувствия каких – то чудесных перемен – господствующая в лирике Блока:

Больше известны сказки. Темы этих произведений разнообразны:
1. Сатира на правительствующие верхи, самодержавные и эксплуататорские классы («Сказка о ретивом начальнике»)
2. Царское самодержавие и положение угнетенного народа («Медведь на воеводстве»)
3. Трагическое положение народа, его ограбление и каторжный труд («Коняга»)
4. Осмеяние обывательницы («Премудрый пескарь», прячущийся от всего, «карась – идеалист», который хотел изменить общество путем воспитания хищника)
5. Осмеяние и обличение либеральной интеллигенции, на словах ратующей на интересы народа, а не деле служивших самодержавию («Либерал»)

Годы, в которые создавалось "Преступление и наказание", были для Достоевского годами тяжелого одиночества. Уходят из жизни 3 самых близких человека: жена, брат и лучший друг. В эти же годы терпит крах журнал "Эпоха" (Достоевский - его редактор). Он работает над романом в том районе Петербурга, в котором селились ремесленники, торговцы, студенты. Здесь и возник образ бедного студента Родиона Раскольникова.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким. Это приют "убогих и сирых". Под сводами ночлежки собрались люди различного характера и социального положения. Каждый из них наделен индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, поглощенный воспоминаниями о былой славе, и Настя, рвущаяся к большой настоящей любви. Множество драматических событий вместилось в 4 действия - смерть, кровавая драка, кончающаяся тюрьмой, истязания, заканчивающиеся больницей, взрывы ревности, истерики, самоубийство. И до такой степени ожесточения дошли люди в ночлежке Костылевых.

В течение полувека единственным источником, из которого мы черпали свои знания о коллективизации, была "Поднятая целина" Шолохова, но судить о таком явлении только по одной книге нельзя, нельзя показать всю глубину народной трагедии. Произведение создавалось в самый разгар событий и явилось первым шагом по пути правды. Первоначально "Поднятая целина" называлась в "С кровью и потом", предполагая остро конфликтное произведение, но руководство края настояло на изменении названия.

Когда читаешь произведение Шукшина, сразу узнаешь литературный почерк этого автора. Актёр, режиссёр, писатель, в последние годы жизни он чаще стал обращаться к литературе, так как этот вид искусства неприходящий. Как режиссер он написал сценарий "Калина красная","Печки-лавочки ". Но более известен Шукшин прозой: события в Сибири, гражданской войны - роман " Любавины", историческая тема о Степане Разине " Я пришел дать вам волю".

Здесь Фонвизин остается в рамках бытовой комедии, но лежит и новая глубокая социальная проблематика: Фонвизин поставил перед собой задачу показать современные нравы, как результат определенной системы взаимоотношений людей, то есть нравы определенные сословной принадлежностью и воспитанием. Комедия злободневна и является точной картиной современной Фонвизину русской жизни, здесь и попытка создать социальные темы, то есть показать, что характеры типичны для сословия. 

 В ранней молодости познав любовь во всей ее силе и боли, Бунин посвятил множество произведений этому самому прекрасному, но самому загадочному и необъяснимому, как он считал, из человеческих чувства. Всегда влекло писателя стремление разгадать тайну непостижимого и неизъяснимого женского очарования, которое так магически действует на мужчину, всецело подчиняя себе его ум, лишая его воли, толкая на роковые поступки. Таким секретом владела гимназистка Оля Мещерская («Легкое дыхание»), подобно опытной кокетку завлекшая, лишь ради игры, казачьего офицера и погибшая от его руки.

Фадеев "прежде стал революционером, чем писателем". Но писатель и политик сочетались в нем. Роман "разгром" Фадеев задумал и писал, исходя из заранее намеченной политической задачи. Основная мысль: "в гражданской войне происходит отбор человеческого материала... Происходит огромнейшая переделка людей. Это переделка проходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой большинство отсталых и помогают им перевоспитываться".

Литература эта хотя и писалась она много лет назад, опубликована была гораздо позднее. Большинство произведений, рассказывающих о судьбе человека в тоталитарном государстве, о тех людях, которые в страшное лихолетье сталинских репрессий попадали в Гулаг по доносам за инакомыслие, им предъявлялись нелепые обвинения. Литература, вышедшие из-под пера В. Шаламова не грешит не приукрашиванием, не подачей и выгодном свете. Это документальная проза, отличается натурализмом, который сочетается с исповедальностью. Именно это переплетение придает "Колымском рассказам" особый колорит.

По каждому направлению будет выдано по одной теме, ученик сможет выбрать одну, более близкую себе, и писать по ней сочинение. Не менее 350 слов за почти 4 часа - обычные рамки для итогового сочинения. Формируем позицию, доказываем ее, грамотно излагаем, и зачёт у вас в кармане. Важно не просто рассуждать, а подкреплять свои рассуждения фактами или цитатами из художественной литературы или истории.

Маяковский призывал поэтов того времени бросить лирику, но потом в поэте «Во весь голос» размышляет о том, что ему бы тоже хотелось петь о красоте, но в такое время это невозможно. Выделяются его стихотворения о любви. «Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всём».

В своих произведениях Бунин часто задумывается над тем, зачем живет на свете человек, что и кто его окружает. В ранней лирике Бунин передал своё чувство прекрасного: "мир везде исполнен красоты..." Но возникает боль при виде её гибели. Так в повестях "Деревня", "Суходол" возникает мрачный образ оскудевшей, умирающей российской деревни, предчувствие гибели крестьянского мира. Чувствуется сочувствие автора "затоптанному, забитому" народу.

Эта тема стала популярной в прозе 90-х, многих волнует жестокость человека в этом мире. Часто задумываясь о роли человека на земле, литература вводит в свое повествование животных, которые помогают понять законы бытия. Это белка в романе Анатолия Кима, герои повестей Чингиза Айтматова: рогатая мать – олениха в «Белом пароходе», волки в романе «Плаха». А в романе С. Алексеева «Рой» делается упор на землю, которую надо беречь, но законы, по которым живет человек. В глухом темном крае вдруг пошло пасечное хозяйство, а всему виной несчастье – напал на тайгу шелкопряд.

Королевские подданные собрались посмотреть на битву диких животных, находясь в безопасности на высоких балконах. К их огромному изумлению, один бесстрашный рыцарь спустился прямо в хоровод хищников, чтобы поднять перчатку, оброненную одной из дам. Но потеря была не случайной, а намеренной. Дама хотела испытать его силу любви. Но как бы сильно он ни любил, ее рабом он не станет, поэтому он бросает ей перчатку в лицо. Никакая взаимность не стоит рыцарской чести.