В 2021 году для итоговых сочинений на ЕГЭ озвучены направления:

«Забвению не подлежит»
«Я и другие»
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
«Время перемен»
«Разговор с собой»

По каждому направлению будет выдано по одной теме, ученик сможет выбрать одну, более близкую себе, и писать по ней сочинение. Не менее 350 слов (это примерно 70 рукописных строк или 4-5 страниц тетради в линейку) за почти 4 часа - обычные рамки для итогового сочинения. Формируем позицию, доказываем ее, грамотно излагаем, и зачёт у вас в кармане. Важно не просто рассуждать, а подкреплять свои рассуждения фактами или цитатами из художественной литературы или истории.

Как формулируются темы сочинений на ЕГЭ?

Тема-вопрос. Содержание сочинения предполагает ответ на этот вопрос. Уходить от заданного вопроса в сторону очень опасно. Подменить его другим — тоже неправильно. Подумайте, какой ответ дать, как его аргументировать, вспомните, есть ли другие мнения по этому поводу.
Тема-провокация предполагает дискуссию, диалог с воображаемым оппонентом — здесь важно доказать свою точку зрения.
Тема-понятие. От того, как ученик трактует понятие, зависит его успех на испытании. Поэтому так важно раскрыть значение ключевой фразы, объяснить ее и представить свое толкование. А после перейти к углублению и раскрытию темы.
Тема-цитата. Это могут быть две точки зрения — пересечение мнения автора цитаты и точки зрения ученика. В таком сочинении тоже, безусловно, есть место диалогу.

В этом году направления тем итогового сочинения призваны анализировать собственную жизнь выпускника. Но импульс для выражения этих мыслей дает художественное произведение.

Точные темы останутся для всех сюрпризом, но аналитики уже подготовили их список. Темы будут различны в зависимости от региона, так что москвичам спрашивать сибиряков, какая была тема, бесполезно. Учитывая опыт учителей с итоговыми сочинениями прошлых лет, список тем довольно точен, и на ЕГЭ вам попадется одна из них.

Выберите более близкое вам направление из списка, чтобы посмотреть, какие будут темы по нему и какие книги нужно прочитать, чтобы успешно написать сочинение:

В 2021 году для итоговых сочинений на ЕГЭ озвучены направления:

«Забвению не подлежит»
«Я и другие»
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
«Время перемен»
«Разговор с собой»

По каждому направлению будет выдано по одной теме, ученик сможет выбрать одну, более близкую себе, и писать по ней сочинение. Не менее 350 слов (это примерно 70 рукописных строк или 4-5 страниц тетради в линейку) за почти 4 часа - обычные рамки для итогового сочинения. Формируем позицию, доказываем ее, грамотно излагаем, и зачёт у вас в кармане. Важно не просто рассуждать, а подкреплять свои рассуждения фактами или цитатами из художественной литературы или истории.

Как формулируются темы сочинений на ЕГЭ?

Тема-вопрос. Содержание сочинения предполагает ответ на этот вопрос. Уходить от заданного вопроса в сторону очень опасно. Подменить его другим — тоже неправильно. Подумайте, какой ответ дать, как его аргументировать, вспомните, есть ли другие мнения по этому поводу.
Тема-провокация предполагает дискуссию, диалог с воображаемым оппонентом — здесь важно доказать свою точку зрения.
Тема-понятие. От того, как ученик трактует понятие, зависит его успех на испытании. Поэтому так важно раскрыть значение ключевой фразы, объяснить ее и представить свое толкование. А после перейти к углублению и раскрытию темы.
Тема-цитата. Это могут быть две точки зрения — пересечение мнения автора цитаты и точки зрения ученика. В таком сочинении тоже, безусловно, есть место диалогу.

В этом году направления тем итогового сочинения призваны анализировать собственную жизнь выпускника. Но импульс для выражения этих мыслей дает художественное произведение.

Точные темы останутся для всех сюрпризом, но аналитики уже подготовили их список. Темы будут различны в зависимости от региона, так что москвичам спрашивать сибиряков, какая была тема, бесполезно. Учитывая опыт учителей с итоговыми сочинениями прошлых лет, список тем довольно точен, и на ЕГЭ вам попадется одна из них.

Выберите более близкое вам направление из списка, чтобы посмотреть, какие будут темы по нему и какие книги нужно прочитать, чтобы успешно написать сочинение:

Забвению не подлежит

1. Темы сочинений по направлению «Забвению не подлежит»

Скорее всего будет тема Великой Отечественной войны, поскольку только что отметили 75-летие Победы, пролистайте соответствующие произведения. 

Все эти темы по своей сути - одно и то же. Аргументируем, почему нельзя забывать прошлое - военные события, науку, культуру (чтобы не повторять ошибок предков, чтобы воздать им честь за их подвиги и т.д)

  1. Никто не забыт, ничто не забыто.
  2. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  3. Почему важно помнить прошлое?
  4. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  5. «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
  6. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  7. Почему тема войны не уходит из литературы?
  8. Забвение есть измена.
  9. Забвение стирает, память преображает.
  10. Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
  11. Что такое «эхо войны»?
  12. Как исторические события влияют на судьбу человека?
  13. «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен». Как Вы понимаете эти слова Лао Цзы?
  14. Согласны ли Вы со словами: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке» (Генрик Ибсен)?
  15. Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
  16. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
  17. Как судьба человека связана с историей народа?
  18. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
  19. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
  20. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  21. Как Вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
  22. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»?
  23. Согласны ли Вы с фразой Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
  24. Какова роль исторических памятников?
  25. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  26. Как произведения искусства становятся бессмертными?
  27. Какие личности остаются в истории?
  28. Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?

Произведения по направлению «Забвению не подлежит»

А. Ахматова «Реквием»
рассказ В. Астафьева из сборника "Затеси" "Поросли окопы травой"
легенда о манкуртах из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день...»
А. Блок «Двенадцать» 
М. Булгаков «Собачье сердце»
Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»
Э. Веркин "Облачный полк"
Е. Водолазкин «Дом и остров»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» 
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. Платонов «Котлован» 
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А. Фадеев «Разгром» 
М. Шолохов «Тихий Дон».
М. Шолохов «Судьба человека» 
М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3) 

Я и другие

2. Примерные темы сочинений по направлению «Я и другие»

Тема межличностных отношений в жизни и литературе рассматривает любые взаимоотношения человека и социума: взаимосвязь, конфликты, влияние, самодостаточность и т.д. Будет уместно поднять проблему лишнего человека, порассуждать о героях романтических произведений, которые противостоят обществу и не находят себе места в нем.  А вообще, по большому счету, вся литература — о человеке, о личности, о взаимоотношениях героя с миром и обществом, о проблеме его самоопределения. Если обобщить, темы разделятся на группы: 
 - взаимосвязь, взаимовлияние, формирование личности в социуме (можно взять, например, произведения Н. В. Гоголя или рассмотреть образ Онегина, презирающего свое окружение, но взращенного этим обществом и потому зависимого от него);
 - противостояние личности и социума (от Чацкого и фамусовского общества до Ларры);
 - "самостоянье человека", выражаясь словами Пушкина, его способность быть собой, не сливаясь с безликой массой (например, тот же Чацкий, антиутопии, "В списках не значился").

  1. Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  2. Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
  3. Что такое толерантность?
  4. Почему важно быть толерантным?
  5. Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  6. Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
  7. Может ли человек жить вне общества?
  8. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  9. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
  10. Может ли человек ставить себя выше общества?
  11. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
  12. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  13. Может ли человек выжить без общения?
  14. Почему люди не понимают друг друга?
  15. Как понять другого человека?
  16. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
  17. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
  18. Важно ли понимание души другого человека?
  19. Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
  20. Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  21. Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
  22. Что сближает людей?
  23. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  24. Почему общество не принимает некоторых людей?
  25. Что мешает человеку быть счастливым?
  26. Чем опасно равнодушие?
  27. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
  28. В чём причины вражды между людьми?
  29. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
  30. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

Произведения по направлению «Я и другие»

Л. Андреев «Иуда Искариот»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М. Горький «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На дне»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Цыганы»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,  «Мцыри»
И.С. Тургенев «Ася»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.И. Куприн «Олеся»
А.Н. Островский «Гроза»,  «Бесприданница»
М. Булгаков «Собачье сердце»
А. Платонов «Юшка»
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
Э. Веркин «Герда», «Кусатель ворон»
В. Крапивин «Гуси, гуси, га-га-га»
С. Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки»

Между прошлым и будущим

3. Примерные темы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Интересы, пристрастия, взаимоотношения поколений. 

  1. Кто является героем для молодежи?
  2. Что читает современное поколение?
  3. Что представляет собой портрет моего поколения?
  4. Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  5. Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  6. Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  7. Нужно ли читать книги в XXI веке?
  8. Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  9. Важно ли сохранять связь между поколениями?
  10. Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  11. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
  12. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  13. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
  14. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
  15. Когда родители могут гордиться детьми?
  16. Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
  17. Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  18. Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  19. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  20. Зачем человеку заглядывать в будущее?
  21. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  22. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  23. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

Произведения по направлению «Между прошлым и будущим»

Е. Водолазкин "Сестра четырех"
А.С. Грибоедов «Горе от ума» 
Д.И. Фонвизин «Недоросль» 
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 
И.С. Тургенев «Отцы и дети» 
А.П. Чехов «Вишнёвый сад» 
Б. Васильев «Экспонат» 
К. Паустовский «Телеграмма» 
Ю. Бондарев «Простите нас!» 
Е. Замятин. Роман «Мы» 
Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» 
В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»

Время перемен

4. Примерные темы по направлению «Время перемен»

Можно поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. У классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений.

  1. Выбор, который меняет человека.
  2. Что способно изменить человека?
  3. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
  4. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
  5. Почему люди боятся перемен?
  6. Сложно ли жить в эпоху перемен?
  7. Как современные технологии влияют на жизнь общества?
  8. Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  9. Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
  10. Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
  11. К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  12. Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  13. Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
  14. Как противостоять ударам судьбы?
  15. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  16. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
  17. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
  18. Можно ли жить без надежды на лучшее?
  19. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
  20. Нужно ли анализировать свои ошибки?
  21. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  22. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?

Произведения по направлению «Время перемен»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «После бала»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Булгаков «Собачье сердце»
М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
М. Шолохов «Судьба человека»
А. Ахматова «Реквием»
В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»

Разговор с собой

5. Темы сочинений по направлению «Разговор с собой»

Любое произведение литературы — это разговор не только с читателем, но и (даже иногда в большей степени) с самим собой. "Преступление и наказание" Достоевского этому отличный пример. Но будет проще опираться на произведения, в которых присутствует диалог героя с самим собой (Печерин из "Героя нашего времени"). Печорин делает все, что возможно в диалоге с собой: строит планы, выражает эмоции, делится наблюдениями, дает оценку окружающим, подробно разбирает свои поступки, даже анализирует собственную личность. То есть к любой теме этого направления можно найти аргументы, кроме мук совести — они Печорину не свойственны. Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

  1. Что значит быть самим собой?
  2. Что помогает человеку совершенствовать себя?
  3. Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
  4. Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  5. К чему приводит душевный разлад?
  6. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
  7. Как найти «свой путь»?
  8. Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  9. Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
  10. Что значит быть честным с самим собой?
  11. Что значит быть совестливым человеком?
  12. Для чего человеку нужна совесть?
  13. Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
  14. Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
  15. «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
  16. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  17. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
  18. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны?
  19. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
  20. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
  21. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
  22. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  23. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
  24. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
  25. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
  26. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  27. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  28. Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

Произведения по направлению «Разговор с собой»

Л. Андреев. «Иуда Искариот» 
В. Астафьев «Царь-рыба»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Кроткая»
Л.Н. Толстой «После бала», «Война и мир»
И.А. Гончаров «Обломов»
Н. Лесков «Очарованный странник»
С. А. Есенин «Черный человек», «Письмо женщине»
А.И. Куприн «Олеся»
М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Е. Водолазкин "Сестра четырех" (люди говорят о сокровенном, полагая, что беседуют со смертью, но на самом деле они говорят сами с собой.

Список литературы по направлениям

Список литературы по направлениям

Многие произведения, имеющие отношение к перечисленным направлениям, повторяются. Понятно, что ученику не хочется читать их все, поэтому приводим список произведений, после прочтения которых можно "закрыть" темы сразу по двум и более направлениям. Направления указаны в скобках.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (2, 4)
А. С. Пушкин «Медный всадник» (2, 4)
Л. Н. Толстой «После бала» (4, 5)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (2, 4, 5)
Ф. М. Достоевский «Кроткая» (2, 5)
С. А. Есенин «Черный человек» (5)
С. А. Есенин «Сорокоуст» (4)
С. А. Есенин «Письмо женщине» (2, 4, 5)
А. А. Блок «Двенадцать» (1, 2, 4)
В. В. Маяковский «Во весь голос» (1, 4, 5)
А. А. Ахматова «Реквием» (1, 4)
В. Тендряков «Хлеб для собаки» (1, 2, 5)
В. Астафьев «Царь-рыба» (5)
В. Астафьев «Затеси» (1, 5)
В. Распутин «Прощание с Матёрой» (1, 2, 4)
В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» (2, 4, 5)
Б. Васильев «В списках не значился» (1, 2)
Б. Васильев «Завтра была война» (1, 2)
Е. Водолазкин «Дом и остров» (1, 2)
Е. Водолазкин «Сестра четырёх» (2, 3, 5)
Е. Чижова «Крошки Цахес» (2, 5)
Я. Вагнер «Вонгозеро» (2, 3, 5)
Э. Веркин «Облачный полк» (1, 2)
Э. Веркин «Герда» (2, 3, 5)
Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня» (2, 3)