Вникая в державинские стихотворения, нужно преодолеть некоторые трудности языкового характера. Непривычный, неуклюжий русский поэтический язык допушкинской эпохи. Державин, открывая в своих новаторских стихах широкую дорогу просторечию, дал толчок работе русских поэтов над языком. Сохраняя оду, он насыщал её новым содержанием, нарушая каноны классицизма. Рассказывая о кончине князя Мещерского, он не ограничился философскими рассуждениями о смерти, а исповедовался о своём, частном, присущем только ему (вкусы, свой возраст).

Внезапно человек ощутил, что он смертен. Здесь быт, бытие, философия и жизнь слились воедино.

Огромный успех обрела его ода "Фелица". Под видом царевны "Киргиз-Кайсайской орды" Фелицы поэт вывел императрицу Екатерину, а острые сатирические зарисовки придворных вельмож, что было немыслимо раньше, сведены в собирательный образ автора - "мурзы".

Ода содержит много горячих хвалебных слов императрице, Державин смотрел на неё восторженными глазами, пока не узнал ближе, а абсолютная царская власть казалось ему необходимой, естественной. Но, признавая царскую власть, Державин предъявляет монархам свои требования, в которых отозвался дух просвещения.

" Будь страстей своих владетель, будь на троне человек!"-писал он еще до появления Фелицы.

А Рисуя в "Фелице" Екатерину просвещенной "матерью Отечества", свято соблюдающей законы, умной и простой в быту и привычках, Державин пытался создать идеальный образ монарха.

Давать в своих одах уроки и наставления царям, даже под видом непомерных похвал - традиции Ломоносова. Державин всегда смотрел на поэтическое слово, как на орудие борьбы, стремясь влиять на ход жизни, поэтому уже в "Фелиции" выступают во всей своей натуре всесильный Потемкин с его причудами и роскошеством ("а я, проспавши до полудня, курю табак и кофе пью "), любитель лошадей, кулачных боёв и хорового пения Алексей Орлов, и егермейстер Нарышкин.

Встречаются в его одах и образы полководцев Румянцева и Суворова. Суворов " вождь бурь полночного народа ", стал героем поэзия Державина. Он ощущает в Суворове его демократическую жилку, его чувство собственного достоинства, беспредельный патриотизм и воспевает полководца и в дни триумфа в, и в годы опалы.

Не только вельможи и полководцы присутствуют в произведениях Державина. Он с сарказмом описывает откупщика, полкового попа, однофамильца автора, и казачьего атамана Платова, и деревенских девушек, и барышень дворянок, и цыганку, и множество персонажей из "Жизни званской", хотя бы того же сельского старосту "с улыбкой часто плутоватой". С неизменным восторгом рисует собирательный образ солдата - Роса. На русский народ и на Россию он смотрел как на могущественную, непобедимую силу. Отсюда и эта размашистая, плавно величавая, богатырская мелодия в военной его песне "Заздравный орёл".

" Бич вельмож" - определил поэтическую миссию Державина Пушкин, ведь поэтический пафос Державина с силой и искренностью обрушился на несправедливость, корыстие и жестокость сильных мира сего.