Обзор литературных произведений

Чтобы уметь обсуждать в обществе литературные произведения, нужно их как минимум вспомнить, но для этого нужно "перелопатить" все ранее прочитанные художественные книги. Но и это не спасает, ведь нужно уметь анализировать прочитанное, делать выводы. Если самостоятельно этого сделать не получается, есть смысл обратиться к нашим статьям и советам.

Талант поэта расцветал в очень трудные годы. Давно уже отгремели выстрелы на Сенатской площади, были виселицы, лидеры декабристского движения все еще томились на каторге и в ссылке. На первый взгляд все было спокойно, как в стихотворении «Парус». Гладь моря, освещенная солнечным лучом, лазурные струи. Казалось бы, герой восемнадцатилетнего поэта мечтает о счастье, но Лермонтов прямо указывает:

Еще в ранний период своего творчества поэзия Некрасова проникнута идейной целенаправленностью. В 1848 году он пишет стихотворение, которое стало своеобразной визитной карточкой поэта. В нём образ музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.

Творчество Тютчева медленно находило путь к читателю, к признанию. Лишь в 50-е годы он стал широко известен. Философия Тютчева, его утонченная психология были понятны читателю образованному, с развитым эстетическим вкусом. В лирике Тютчева поэтическое воплощение нашли и вопросы бытия, и тончайшие оттенки любовного чувства, и поразительно одухотворенные пейзажные зарисовки. Трудно выделить лишь одну грань его дарования, и все же больше он известен как поэт - мыслитель.

Афанасия Афанасьевича Фета называют певцом природы и любви. Вокруг его имени во второй половине XIX века велись дискуссии. Его называли поэтом чистого искусства. Его поэзия не касалось социальных и политических потрясений, и это вызывало нарекания со стороны революционных сил. Долгое время имя Фета стояло на втором плане, и лишь теперь его поэзия становится общественным достоянием. Признали за поэтом право на свободное творчество. Конечно же, читателям близка гражданская позиция Некрасова, заявляющего: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан", но дорог и Фет, прежде всего лирикой. Его лирика сохранила нежность души, способность удивляться солнцу, весне, птицам, песне. Именно лирика сберегла нам красоту и жар любящего сердца.

В своей автобиографии А.Т. Твардовский писал: «Предметом поэзии может и должны быть окружающая меня жизнь советской деревни, наша непритязательная смоленская природа, собственный мой мир впечатлений, чувств, душевных привязанностей", и он твердо следовал своему убеждению. С любовью он описывает природу смоленского края, употребляя яркие и выразительные сравнения: Солнце, как тонкий орешник Выросло медным кустом Весенние строчки.

Хронологические рамки ее таковы, что совпадают с перестройкой в России – это 80е – 90е годы. В эти годы появилась возможность выразить свое творческое «я», независимо от взглядов. Литературоведы определяют несколько блоков в современной поэзии. Первый: так называемая возвращенная поэзия, то есть это поэзия «серебряного века» о которой долго умалчивалось. Имена Николая Гумилева, Игоря Северянина, Константина Бальмонта прозвучали как новые. Здесь и лагерная поэзия, пронесенная сквозь тюрьмы и сталинский ГУЛАГ. Она открыла такие имена как Борис Слуцкий, Шаламов, Виктор Жигулин. 

1. О чём думал Григ, когда сочинял музыку для девочки? Какое впечатление производила музыка на слушателей? Почему? Григ «писал и видел, как навстречу ему бежит девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке». «Ты как солнце, — говорит ей Григ. — Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь... она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»

 1. Прочитайте былину "Святогор и тяга земная" (текст вы найдете в электронных материалах к учебнику). 2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича? 3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей? 4. В чем глубокий иносказательный смысл былины? 5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приема подчеркивается в произведении? 6. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией? 7. Выпишите непонятные слова и попробуйте сами объяснить их значение. 8. Почему богатырь не может поднять сумочки Микулы Селяниновича? 9. Напишите сообщение о Микуле Селяниновиче. 10. Напишите сообщение о Святогоре.

Как вы думаете, почему стихотворение "Крестьянские дети" так названо? О чём оно? Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» названо так, так как основная его тема — жизнь крестьянских ребятишек. Оно ведает о различных встречах автора с деревенскими ребятишками и об авторском осмыслении этих встреч. Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, уснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек. Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Рассказчик — не крестьянин. Некрасов пишет: проживая в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень обожал охотиться и часто уезжал из городка в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи.

Охотник приходит в гости к одинокому старому рыбаку, живущему на озере. Встречает его только собака Соболько; вскоре на лодке появился и рыбак Тарас, подгоняющий перед собой лебедя. Гостю старик рассказал, что лебедь — сирота, его родителей убили ради забавы, теперь он живет со стариком и Собольком. Дед очень любит птицу, но отказывается подрезать крылья «божьей твари», чтобы тот не улетел — мол, ему и тут хорошо, перезимует в избушке. Во время следующего визита охотник не увидел Приемыша — лебедь после долгих колебаний (самой птицы и старика) улетел со стаей собратьев на зимовку в теплые края.

Рассказы Бориса Житкова изучаются уже в начальных классах, и вопросы по ним разбираются на уроках литературного чтения. К примеру, есть эти вопросы в учебнике Литературное чтение за четвертый класс, вторая часть, авторы которого Климанова, Горецкий, Голованова. Мы разберем подробно ответы на вопросы по рассказу Житкова "Как я ловил человечков". Надеемся, наши ответы помогут ученикам и их родителям с домашним заданием по литературному чтению.

«Дары волхвов» - cамый известный рассказ американского писателя О.Генри, с которого обычно начинаются все сборники его произведений. Чем же так привлекает издателей и читателей этот рассказ? О чём он? Стоит сразу же сказать, что отличительная черта О.Генри-художника - талант юмориста: во всех его произведениях присутствуют шутка, ирония, улыбка автора. Он по-доброму смеётся над положительными персонажами, иронизирует и потешается над жадными и заносчивыми. Писатель потешается и над читателями: у него всегда в запасе сюрприз, неожиданная развязка, опрокидывающая все наши предположения. Итак, прикоснёмся к наследию американского юмориста. Давайте вместе ответим на вопросы, которые могут возникнуть после прочтения этого произведения.

1. Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?
Стрижонок вылупился из яичка в темной норке и увидел тускло мерцавшее вдалеке пятнышко света. Он уснул под крылом мамы-стрижихи. Когда мама улетала за водой и едой, Скрип вместе с братьями и сестрами звал маму: «Скрип!» Стрижонку было обидно, когда стрижиха отталкивала его крылом на место, чтобы накормить не только Скрипа, но и других стрижат. 

1. Знаете ли вы, кто такая ключница Пелагея? Поразмышляйте, как она выглядит, как говорит. Пелагея - ключница в доме Аксаковых, крепостная крестьянка, которая прислуживала в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме и часто рассказывала сказки маленькому Сереже перед сном. Она была очень проворная и трудолюбивая. По вечерам и ночам рассказывала сказки своим господам. Это была немолодая женщина приятной наружности. Она говорила нараспев с разными прибаутками и приговорками. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек".

1. Вспомните сказку Шарля Перро «Красавица и чудовище». Рассмотрите иллюстрации. Подробно опишите, что на них изображено. Придумайте для них подписи. 1 - Чудовище наблюдает, как Красавица ужинает. 2 - Чудовище находится при смерти, когда Красавица возвращается из дома. 3 - Чудовище превратилось в принца. 4 - Красавица вернулась домой к умирающему отцу, попрощаться. 2. Сравните два произведения: «Аленький цветочек» и «Красавица и чудовище».

На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти? И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. – О всемогущий мой король, – Подать хоть грошик мне изволь. – Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! 

 

1. Какие мысли появляются у вас при чтении этого стихотворения? Какие испытываете чувства? 2. Расскажите, какие картины вы видите. Какие слова помогают нашему воображению? 3. Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию. Какой темп чтения наиболее полно будет отражать содержание? 4. Сравните стихотворение М. Ю. Лермонтова о Кавказе и рисунок, сделанный поэтом. Что в них общего? 5. Как вы думаете, почему во второй строфе повторяются глаголы с частицей не? 6. Знаете ли вы, что стихотворение М. Ю. Лермонтова является переводом стихотворения известного немецкого поэта Гёте? Подумайте, почему так много глаголов употребляет Лермонтов. Чего он этим достигает?

1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения? 2. Назовите основные признаки сказки. 3. Докажите, что прочитанное вами произведение является сказкой. 4. Какие события вы можете назвать сказочными, вымышленными, а что могло быть на самом деле? 5. Перечитайте сказку. Какой вам представляется царица? Справедливы ли о ней слова: «И умом и всем взяла»? 6. Какой волшебный предмет у неё был? Помогли ли ей волшебные силы?

1. Что вы узнали о Мальчике с пальчике и его братьях? Как они жили? Обменяйтесь мнениями. Мальчик с пальчик с братьями жили бедно и голодно. 2. Когда и почему случилась с мальчиками беда? Сравните, как вели себя братья, оказавшись в лесу. Родителям нечем было кормить детей, и они отвели их в лес и там оставили. Когда мальчики заметили, что остались одни, они начали громко кричать и плакать от страха. Но Мальчик с пальчик не испугался, потому что он все предусмотрел.

1. Вспомните или перечитайте сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Какие эпизоды показались вам самыми интересными? Перескажите их по заранее составленному плану. Пересказываем эпизод, как феи пророчили принцессе предсказания, а колдунья сказала, что девочка уколется веретеном и умрет. Или любой другой понравившийся эпизод. 2. Попробуйте описать спящую принцессу. "Точно ангел лежала принцесса, так была она красива, ибо обморок не испортил цвет ее лица: щечки были алые, губки как кораллы, только глазки закрылись..."

В 60х годах, как следствие хрущевской оттепели, появились поэты 60ники. Поэзия этого времени сосредоточилась не на политических событиях, а на самом человеке. Свежестью и простотой веет от стихотворений Е. Евтушенко, начало популярности которого положили книги «Третий снег» и «Шоссе энтузиастов». «Я жаден до людей» - говорил Евтушенко. Он и как человек и как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам. Его поездки по стране (а он изъездил и вдоль и поперек) носят не только географический познавательный характер, он путешествовал в души людей. Евтушенко умеет находить ключ к душам замкнутым или застенчивым, умеет радоваться чужой радостью, болеть чужой болью, но это открытие «планеты людей» началось с открытия самого себя:

Повести Инны Гинзбург «Крутой маршрут», Даниила Гранина «Зубр», Олеси Гончара «Собор», В. Дудинцева «Белые одежды», Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» говорят о недавней истории. Это трагическое одиночество, отречение родных и близких, гонения, ссылки, ГУЛАГ. В середине 80х выходит роман Дудинцева «Белые одежды», единственный среди потока романов на тему исторической правды выдвинутый на соискание премии Государственной. Само название символично – только тот сохранит белые одежды, кто пройдет через все испытания, но оставит совесть свою незапятнанной. Этот роман о добре и зле, о подлинной и мнимой науке, о нравственных и безнравственных поступках людей, о трагических судьбах русской интеллигенции.

Придумайте свою историю о каком-нибудь предмете. Расскажите её в форме сказки. Представьте, что предмет ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с ним происходить. Какими чертами характера вы наделите предмет? Оживить в своих фантазиях можно совершенно любой предмет, который вы увидите вокруг себя или даже просто вспомните о его существовании.  Представьте, что этот предмет живой, что у него есть свой характер, может быть даже очень скверный, а может, наоборот, добрый и покладистый.

Горький пошел по трудному пути, показав возрождение матери. Ей еще 40 лет, но она считает себя старухой («прожив лет 50»). Она человек устоявшихся взглядов и ее трудно переубедить. Ее опорой в жизни являются только сын и бог, но сын далек от нее, так как Павел говорит: «Не хочу ни любви, ни дружбы, которая цепляется за ноги, удерживает…».

Вникая в державинские стихотворения, нужно преодолеть некоторые трудности языкового характера. Непривычный, неуклюжий русский поэтический язык допушкинской эпохи. Державин, открывая в своих новаторских стихах широкую дорогу просторечию, дал толчок работе русских поэтов над языком. Сохраняя оду, он насыщал её новым содержанием, нарушая каноны классицизма. Рассказывая о кончине князя Мещерского, он не ограничился философскими рассуждениями о смерти, а исповедовался о своём, частном, присущем только ему (вкусы, свой возраст).

Война 1812 года предстаёт в изображении Л.Н.Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности создают народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, "не должны", а узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Росся". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Издавна литература показывала героя, который стоял перед нравственным выбором: идти до конца в своих принципах, наживать синяки и шишки, или же приспособиться, пойти на сделку с совестью. Но выделять тему нравственности не совсем верно, она так или иначе присутствует в каждом произведении, например, "Печальный детектив" Астафьева.

Семидесятые годы русскую литературу стали по-новому делить по жанрам. Были писатели деревенщики и городская проза. Шукшин относится к писателям-деревенщикам, в своих произведениях он часто противопоставляет город деревне.

Тема Родины – главная тема в лирике Есенина. О чем бы ни писал, образ родного края всегда присутствует в его стихах. Именно Родина была самой сильной и единственной его любовью. За эту любовь его обвиняли в национализме. Еще в ранних стихах (сборник «Радуница») автор предстает, как пламенный патриот, но тогдашние представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина – село Константиново, где он родился. Чувство Родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. Сначала у него выходили стихотворения бледные, невыразительные, подражательные, например: