Афанасия Афанасьевича Фета называют певцом природы и любви. Вокруг его имени во второй половине XIX века велись дискуссии. Его называли поэтом чистого искусства. Его поэзия не касалось социальных и политических потрясений, и это вызывало нарекания со стороны революционных сил. Долгое время имя Фета стояло на втором плане, и лишь теперь его поэзия становится общественным достоянием. Признали за поэтом право на свободное творчество. Конечно же, читателям близка гражданская позиция Некрасова, заявляющего: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан", но дорог и Фет, прежде всего лирикой. Его лирика сохранила нежность души, способность удивляться солнцу, весне, птицам, песне. Именно лирика сберегла нам красоту и жар любящего сердца.

Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.

Это пронзительное человечность выбрала Фета для того, чтобы сказать о себе тонко и точно. В его стихах разлита доброта. Фет по-своему продолжил Пушкинскую традицию пробуждения "чувств добрых" и в определенной мере предвосхитил Блока. Блок считал его своим учителем и утверждал, что рассказать о его поэзии - это значило бы желать исчерпать неисчерпаемое.

Родился Фет в 1820 году в Орловской губернии. Драма всей его жизни-признание его незаконно рожденным церковными властями. Первый сборник -"Лирический Пантеон". Фет много переводит, пробовал писать поэмы, баллады. Какие бы мотивы лирики не избирал Фет, будь то лирика природы, пейзажная лирика, философская, отличительной чертой творческого почерка Фета является слияние мира внешнего и мира внутреннего. Нельзя сказать, что он рисует только картины природы или рассказывает о красоте любви. Два этих явления обычно неразрывно связаны в каждом его лирическом монологе.

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
или
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало...

На первый взгляд это описание радостного пробуждения природы от ночных чар, но этот рассказ тоже переходит в описание состояния человека, который тоже полон энергии, радостного ожидания чего-то доброго. И от того, что так прекрасен мир вокруг и радостно на душе, рождается порыв, желание писать, творить, делиться этой радостью:

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду петь,-
Но только песня зреет.

В стихотворении "Шёпот, робкое дыханье" не нужны глаголы. Это минута, когда всё замерло. Стихотворение передало извечное желание человека - остановить прекрасный миг, поэтому стихотворение написано как будто на одном дыхании. Поэт не употребляет глаголов, передающих движение, есть лишь имена существительные, делающие картину ночи статичной. И снова мы видим чудесную картину ночи, которая подчеркивает человеческие чувства, наполняет их особым очарованием.

Выйдем с тобой побродить
В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
В темном молчании!
Пруд как блестящая сталь,
Травы в рыдании,
Мельница, речка и даль
В лунном сиянии.
Можно ль тужить и не жить
Нам в обаянии?
Выйдем тихонько бродить
В лунном сиянии!

Снова описана лунная ночь, но как описана! Пруд, травы, мельница, река, даль. Очень сильный образ - "травы в рыдании". Для воображения читателя это большой простор. Палитра Фета очень легка, нежна, пастельна, звуковой фон тоже приглушен.

Тема поэта и поэзии, традиционная для русской поэзии, тоже отразилось в творчестве Фета. В стихотворении "Ласточки" Фет стремится понять природу вдохновения, человеческого "я", сравнивая стремление поэта заглянуть в самое таинство человеческой души с полётом ласточки над водной гладью.

Фет, отстаивая свое право писать только о красоте природы и человеческих чувств, заявлял в стихотворении "Музе". Его муза:

В венце из звезд нетленная богиня
С задумчивой улыбкой на челе.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Муза Фета - это "заветная святыня", "нетленная богиня с задумчивой улыбкой на челе", незримая земле, на облаке.

Фет остаётся с читателем, в наш век человек хочет сохранить духовные ценности, сберечь гармонию души, а всё это есть фетовской лирике.

Природная естественность, свежесть - главные его завоевания. Фет очеловечиваем природу:

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце поёт.

В семидесятые - восьмидесятые годы поэт остался служителем красоты, но она была тяжким раем. Это тяжесть выражена в "Оброчнике","Кляните нас".

Кто скажет нам, что жить мы не умеем,
Безумные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели,
И красоте не жертвовали мы...

Философская лирика полна могучей силы, которую герой обретает в результате борьбы со страданиями, но это сила трагична, так как автор бросает вызов Богу и смерти.

Фет: "Я никогда не мог понять, чтобы поэзия интересовалась чем-либо, помимо красоты".