С. Т. Аксаков. Аленький цветочек в кратком пересказе:

Жил-был богатый купец и было у него 3 дочери-красавицы, а меньшая любимее всех. Стал собираться он по торговым делам за море. Позвал дочерей и спрашивает: «Что привезти вам в подарок?» Старшая попросила золотой венец из каменьев самоцветных, чтоб был от них свет; средняя туалет из хрусталю восточного, чтоб смотрясь в него не старилась, а краса прибавлялась; младшая аленький цветочек, краше которого не было бы на свете. Отправился купец в путь. Продает свои товары втридорого, покупает чужие втридешево, «меняет товар на товар со придачею серебра да золота».

Старшей и средней купил он подарки, а младшей нет. Видел он цветочки аленькие, а краше ли они всех на свете не знал. По пути домой напали разбойники. Купец убежал в лес (пусть лучше звери растерзают, чем плен). Шел по лесу и видит: дворец в огне, серебре, золоте. Зашел в него, а там все убрано, богато. Пошел купец гулять по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его и в миг появилось чудище страшное, лохматое. Отпустило оно купца домой, но должен был воротиться он или дочь его по своей воле. Дало чудище ему перстень. Купец надел на правый мизинец и дома оказался. Рассказал все дочерям. Дочери: «Пусть та дочь выручает отца, для которой он сорвал аленький цветочек». Младшая дочь надела перстень на правый мизинец и в миг оказалась в дворце богатом. Хорошо ей там жилось, но захотелось чудище увидеть и услышать. Согласилось чудище, но чуть не погубила его Настенька.

Сумела-таки побороть страх свой. И жили дальше они весело и дружно. Но вот приснился Настеньке сон, что отец нездоров. Отпустило её чудище на побывку домой на 3 дня. Нужно было воротится в срок, иначе умрет чудище.

Сестрицы позавидовали, что живет Настенька в богатстве, и перевели они все часы назад и ставни закрыли. В нужный час защемило сердце у Настеньки. Не дождавшись минутки (по домашним часам), вернулась она во дворец. А зверь около цветочка аленького мертвый лежал. «Ты встань, пробудись, я люблю тебя, как жениха своего желанного!» И превратилось чудище в принца молодого: «Полюбила за душу добрую, за любовь мою». (Заколдован он был: злая волшебница прокляла отца и украла принца ещё маленьким). 30 лет он был заколдован. И за это время приезжало 11 девиц, но все убегали.

Поженились они с Настенькой и жили долго и счастливо.

Ответы к сказке Аленький цветочек:

1. Знаете ли вы, кто такая ключница Пелагея? Поразмышляйте, как она выглядит, как говорит.

Пелагея - ключница в доме Аксаковых, крепостная крестьянка, которая прислуживала в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме и часто рассказывала сказки маленькому Сереже перед сном. Она была очень проворная и трудолюбивая. По вечерам и ночам рассказывала сказки своим господам. Это была немолодая женщина приятной наружности. Она говорила нараспев с разными прибаутками и приговорками. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии, выучив ее наизусть, стал сам ее рассказывать, используя народные прибаутки. Будучи уже взрослым, Сергей Тимофеевич Аксаков как-то раз рассказал эту сказку своей внучке Оленьке, которая гостила у него. Позже дедушка (Аксаков С.Т.) написал для нее сказку, которую назвал "Аленький цветочек". Работая над книгой "Детские годы Багрова - внука", Аксаков вспомнив ключницу Пелагею, включил ее замечательную сказку в свое произведение, но в собственном пересказе.

2. Все ли слова, которые сейчас мало употребляются, понятны? Посмотрите их значение в словаре.

Не все слова сразу понятны (супротивного, тувалет, торная, чертог, кармазинным сукном).
Супроти´вный — находящийся, расположенный напротив.
Тувале´т — столик для женщин с зеркалом, за которым они прихорашиваются.
То´рная — гладкая, ровная (о пути, дороге).
Черто´г — большое, пышное, великолепно убранное помещение, жилище.
Кармазинное сукно — очень тонкое сукно ало-красного цвета.

3. Кто из героев произведения вам понравился? Почему? Сравните слова и поступки старших сестёр и младшей. Перескажите сказку от лица купца, одной из его дочерей, чудища.

Понравилась младшая дочь купца, потому что она очень добрая и честная.

4. Что было в характере младшей дочери особенного: любовь, сострадание, уважение к людям? Продолжите.

Любовь, сострадание, уважение к людям, доброта, честность, искренность.

5. Какие сказочные слова и выражения использовал автор?

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был.
...за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство...
Думали они три дня и три ночи.
...безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами..
А как приехать ко мне — не твоя беда; дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение.

6. О каких испытаниях и превращениях говорится в сказке?

Превращение принца в чудище, избавление его от злых чар, волшебные перемещения (нужно надеть колечко).
Испытания: кто-то из дочерей должен был отправиться к чудищу, чтобы спасти отца. Младшая дочь согласилась на это. Она спасла не только отца, но и освободила принца от злых чар тем, что полюбила его в облике чудища.

7. Какие подарки попросили себе дочери купца? Какие черты характера сестёр показывает нам автор?

Дочери попросили дорогие подарки (золотой венец из камениев самоцветных, тувалет из хрусталю восточного), они привыкли к роскоши, а младшая попросила лишь цветочек. Она не знала, какой бедой это может обернуться.

8. Расскажите сказку, используя сказочные слова и выражения.

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был купец с тремя дочерьми. Однажды отправился он за товаром, а дочери попросили привезти им подарки. Думали они три дня и три ночи и заказали одна - дорогой венец, вторая - хрустальный тувалет). Младшая попросила цветочек аленький, краше которого нет на всем белом свете.
Отправился купец за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство. Купил он подарки старшим дочкам, а цветочек не нашел. Забрел он в один богатый дворец, увидел там цветочек аленький и сорвал его. Безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами. Появилось перед купцом чудище и сказало, что должен он послать ему одну из дочерей своих. Они будут жить во дворце в роскоши. А нет, так купец сам должен вернуться и погибнуть.
Сказало чудище: "А как приехать ко мне — не твоя беда; дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение."
Младшая дочь согласилась спасти отца. Ее доброе любящее сердце освободило чудище от злых чар.

9. Найдите в библиотеке сказку «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, прочитайте её до конца. Расскажите, какие эпизоды из сказки вам понравились больше всего. Почему?

Пересказываем любой эпизод.

10. Обсудите с друзьями, чему учит прочитанная сказка. Обоснуйте свой ответ.

Сказка учит быть добрым, проявлять сострадание к окружающим, уважать их.

11.  Составьте к сказке аннотацию. Запишите её в тетрадь.

                         Аннотация к сказке "Аленький цветочек" Аксакова
Сказка "Аленький цветочек" написана Аксаковым по мотивам русской народной сказки. Молодая красивая девушка отправляется на встречу с чудищем, чтобы спасти своего отца. Страшные испытания ожидают героиню, на ее пути встают предрассудки и зависть. Но доброе сердце и верность своему слову творят чудеса. Что ожидает юную красавицу в конце сказки, любовь или смерть? Вы найдете ответ на этот вопрос прочитав сказку "Аленький цветочек. Эта сказка о любви, которая способна разрушить колдовские чары и превратить чудище в прекрасного принца. Сказка расскажет и о коварстве людей, о черной зависти. Сказка будет интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста.

12. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?

По заглавию «Аленький цветочек» можно определить, что речь пойдет о каких-то волшебных событиях, связанных с этим цветком. Если бы сказка называлась «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чудище-юдище», то смысл произведения, конечно, изменился бы, не было бы того любовного нежного отношения к сказочному предмету и персонажам истории.

13. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

Старшие дочери отличаются от младшей тем, что любили только себя, жили только для себя, любовались только собой, а разбогатевшей, по их мнению, сестре страшно завидовали, а потому и решились на злой умысел с целью принести ей непоправимый вред. Помогают это понять их поступки: как они относились к отцу, не захотев вместо него идти на службу к чудищу, какие подарки себе заказали — самые дорогие, труднодоступные, не думая, с какими преградами столкнется их отец, как перевели тайно часы в доме, чтобы сестра опоздала на встречу с дорогим ей существом.

14. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?

Младшая сестра была доброй, заботливой, щедрой и скромной, она стремилась помочь всем, спасти от гибели родного отца, перебороть неприязнь к отвратительной внешности доброго по отношению к ней самой чудовища, смогла, единственная из всех девушек, искренне полюбить юношу в образе отвратительного чудища-юдища. Вот поэтому она и смогла помочь принцу-королевичу снять заклятье, она была искренней с ним, от всего сердца привязалась к нему, смогла разглядеть за безобразной внешностью прекрасную душу, поскольку и сама была незаурядной девушкой, а талантливой, щедрой, умной, душевно утонченной, то есть сказочно необыкновенной, особенной.

15. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.

План пересказа:

1) Отъезд купца, просьбы дочерей. «Наказы дочерей».
2) Скитания купца в поисках подарков дочерям. «Подарки дочерям».
3) Заколдованный замок и его хозяин. «Договор с чудовищем».
4) Возвращение купца с подарками и просьба о помощи. «Выбор дочери».
5) Младшая дочь купеческая в замке у чудовища. «Девушка и чудовище».
6) Возвращение младшей дочери и коварный замысел сестер. «Коварство и любовь».
7) Снятие заклятья и пир на весь мир. «Прекрасный королевич и купеческая дочь».

Или второй вариант плана:

1) Отъезд отца и просьбы сестер
2) Путешествие отца
3) Встреча с чудищем и обещание батюшки
4) Приезд батюшки
5) Подслушанный разговор
6) Настенька отъезжает на остров к чудищу
7) Жизнь Настеньки у чудища
8) Приезд в гости к отцу
9) Коварство сестер
10) Настенька возвращается к чудищу
11) Чудесное превращение и счастливое окончание

Пересказ от лица младшей дочери:

1) Батюшка уезжает за товаром, попросила его привезти мне цветочек аленький, что нет краше в мире, который привиделся мне во сне, сама не знаю зачем.
2) Вернулся батюшка почерневший от горя, я стала пытать, что случилось.
3) Признался батюшка мне, что все случилось из-за проклятого цветочка аленького.
4) Раз моя была просьба, я и пойду за батюшку служить чудовищу, схватила цветочек и перенеслась в заколдованный замок, все сделала, как батюшка рассказывал.
5) Страшно было мне сначала, а потом привыкла я слышать громовой голос хозяина замка.
6) Попросила его показаться мне, он долго отказывался, а как увидела его, так и упала без памяти.
7) Стыдно мне стало за себя, стала вновь уговаривать дорого мне друга показаться хоть издали, а когда показался он, то смогла сдержать себя, стали с ним разговаривать. Да гулять каждый день.
8) Попросилась отпустить меня к батюшке, так соскучилась, разрешил друг мне повидать батюшку, но велел вернуться скорей.
9) Взяла я цветочек аленький и перенес он меня вмиг к батюшке родимому.
10) Радуюсь встрече с отцом и сестрами, а сама минуты считаю до возвращения к другу милому, любимому, скучаю по нему.
11) Узнала о коварстве сестриц моих, опоздала к назначенному сроку, слышала голос друга милого, что умирает он без меня, не перенес того, что я слово свое нарушила.
12) Схватила я цветочек аленький и оказалась в саду заколдованном, только нет друга милого, вдруг вижу: лежит, на пригорочке. Вернула я цветочек аленький на место, обняла мертвого друга милого и стала кричать, что люблю его как жениха желанного, ведь так оно и было уже, полюбила я его всем сердцем моего желанного.
13) Потеряла сознание, а когда очнулась, увидела и батюшку, и сестриц, а рядом с собой королевича прекрасного, который назвал меня невестой своей и рассказал всем, что заколдован был тридцать лет назад, а я с него чары своей любовью и верностью сняла.
14) Устроил пир на весь мир мой возлюбленный принц-королевич, и все за меня радовались: и батюшка, и сестры милые.

16. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходят чудеса, есть волшебные предметы, фантастические существа, происходят необычные события, есть присказки, зачин, устойчивые характеристики героев, все завершается победой добра над злыми чарами. В ней много волшебных предметов, это и зеркальце, и головной убор старшей дочери, но самым волшебным предметом является аленький цветочек, поэтому и в заглавии сказки фигурирует именно он.

17. Что хотел сказать автор? Обсудите с другом.

Автор хотел сказать, что доброта может спасти человека. В сказке именно доброта и отзывчивость помогла чудищу снова стать человеком.

18. Составь текст, в котором ты советуешь своему другу прочитать эту сказку. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

На днях я прочитал сказку Аксакова "Аленький цветочек". Она произвела на меня огромное впечатление. Девушка не побоялась огромного чудища и своей добротой спасла его от злых чар. Это прекрасная волшебная сказка. Я советую тебе ее прочитать.

19. Почему мы можем назвать дворец принца - чудовища волшебным?

Потому что в нем происходят чудеса: играет музыка, в то время как нет никого, стол с кушаньями сам возникает и исчезает, с утра платье и завтрак приготовлены. Красота вокруг неописуемая, в саду поют птицы райские, бьют фонтаны высокие. А когда сорвал купец цветочек аленький, всё в миг переменилось, зашаталась земля, ударил гром, появилось чудовище.

Подтверждение в тексте:

"Дивится честной купец такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Всё хорошо, да есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные.   ...    встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать спасибо за хлеб за соль некому. Не успел он встать да оглянуться, а стола с кушаньем как не бывало, а музыка играет не умолкаючи."

"В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами, — и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек."