Еще в ранний период своего творчества поэзия Некрасова проникнута идейной целенаправленностью. В 1848 году он пишет стихотворение, которое стало своеобразной визитной карточкой поэта. В нём образ музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Облик музы поэт запечатлил в образе крестьянской девушки, публично подвергнутой жестокому и постыдному наказанию. Боль народа стала для Некрасова основной темой."Я музу посвятил народу своему". И до конца своих дней Некрасов остался верен выбранному пути. Его муза - муза бедняков, гордая прекрасная в своем страдании, и она призывает к отмщению.

Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: «Мщение!» — и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!

Цель поэта: "стал обличителем толпы, её страстей и заблуждений".

При таком взгляде на свою связь с поэзией Некрасов становится почти фаталистом, и он уверен, что поэт в России не должен писать нежных, красивых любовных стихов или восхищаться природой. Поэтому у творчества Некрасова было немало противников, которые упрекали его в том, что темы устарели, что они неблагозвучны. Но Некрасов в своём стихотворении "Элегия" пытается опровергнуть это, и обращается к юношеству. Он восклицает:

Не верьте, юноши! Не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!

Поэт также твёрдо убеждён, что защитник народной доли должен обладать сатирическим мышлением, уметь ответить на выпады противников, поэтому целый цикл стихов Некрасов направляет против чиновников, вельмож, сильных мира сего, от которых зависит участь народа и которые делают всё, чтобы оно стало еще горше. В сатирической "Колыбельной песне", подражая Лермонтову, Некрасов поёт песню младенцу, рождённому в семье крупного чиновника, и говорит, что ребёнок повторит судьбу отца: станет таким же крупным плутом, будет воровать и брать взятки, будет вполне респектабельным внешне, но "подлец душой".

А в стихах "Нравственный человек" повторяются слова: "Живи согласно с строгою моралью, я никому не делал в жизни зла ". Слова эти героя стихотворения, который предстает перед нами трусом и подлецом, ханжой, погубившим друга, жену. Он доводит своего слугу до самоубийства и в конце концов придает родную дочь.

Стихотворение "Железная дорога" является новаторской страницей в творчестве Некрасова. Он впервые поставил вопрос о цене этой железной дороги, которая измеряется человеческими жизнями. Всем стихотворением Некрасов пытался доказать, что от Москвы до Петербурга зарытый косточки в насыпи. Именно поэтому внутри стихотворения возникает песня мертвецов, которая рассказывает о том, что их согнал сюда голод и надежда хоть что-нибудь заработать, но она оказалась пустой. Каторжный труд, уносивший тысячи жизней, оплачен копейками да чаркой водки. Но Некрасов говорит о труде созидательным, его слова звучат Верой в Народную мудрость, но в них мало оптимизма:

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Необходимо отметить стихотворение "Памяти Добролюбова". Очень рано умер молодой демократ. Его талант лишь только успел блеснуть, вся его жизнь была посвящена народу, и поэт скорбит об утрате своего друга. Добролюбов жертвовал собой во имя идеи и борьбы: "Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать ". В конце стихотворения Некрасов с полным правом мог сказать об этом человеке: "О, русская земля! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни".

И всё-таки, несмотря на безысходную народную долю, Некрасов всегда верит в светлую звезду своей Родины.

1. Как годы детства и юности Некрасова повлияли на особенности его творчества?

   Детские годы в Ярославской губернии оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь будущий поэт впервые столкнулся со многими тёмными сторонами жизни народа: нищетой, бесправием, произволом, насилием, был свидетелем унижения человеческого достоинства, жестоких проявлений крепостничества. Именно из Грешнева, из воспоминаний своего детства, поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию, внимание к народной жизни.

2. Почему именно картины народной жизни привлекают внимание Некрасова? Чем можно объяснить интерес поэта к жизни «несчастливцев»?

Картины народной жизни привлекают внимание Некрасова, потому что   с самого раннего детства он все это видел своими глазами. Крестьяне были бесправными, вынуждены были жить в тяжёлых условиях, трудиться до изнеможения. Он видел и добрые, светлые начала в жизни народа, его стремление к счастью, красоте. А интерес поэта к жизни крестьян проявляется потому, что поэт сострадает своим героям и чувствует себя защитником народа, он верит, что когда-нибудь обязательно наступит счастье для всех.