Рассказы Бориса Житкова изучаются уже в начальных классах, и вопросы по ним разбираются на уроках литературного чтения. К примеру, есть эти вопросы в учебнике Литературное чтение за четвертый класс, вторая часть, авторы которого Климанова, Горецкий, Голованова. Мы разберем подробно ответы на вопросы по рассказу Житкова "Как я ловил человечков". Надеемся, наши ответы помогут ученикам и их родителям с домашним заданием по литературному чтению.

Вопросы и ответы по рассказу Житкова "Как я ловил человечков":

1. Почему Житков дал рассказу именно такое название? Придумай своё название. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Житков дал рассказу именно такое название, потому что целью мальчика было поймать человечков, которые по его мнению жили в пароходике. Рассказ можно назвать «Как я сломал пароходик».

2. Перечитай начало произведения. Опиши пароходик своими словами. Какое впечатление произвело на героя увиденное? Найди строки, подтверждающие твой ответ.

Пароходик был как настоящий, только маленький. Он был с желтой трубой, на которой красовались два черных пояса, и с двумя мачтами, от которых шли к бортам веревочные лестницы. На корме находилась полированная будочка в виде домика с окошками и дверцей. У носа кормы - меднное рулевое колесо, а под кормой - руль, перед которым был блестящий винт. На носу пароходика было два якоря. Пароходик Боре так понравился, что казался настоящим. «Я такого никогда не видал... На носу два якоря. Ах, какие замечательные!»

3. Расскажи, что придумывал мальчик, чтобы увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряжённым? Почему?

Мальчику казалось, что пароход настоящий. Его фантазия нарисовала ему маленьких человечков, живущих в будочке. Чтобы увидеть человечков, мальчик спрятался за дверь и глядел в щёлку. Потом затаился под одеялом и пытался разглядеть человечков. Он подкладывал конфетку и хлеб, чтобы выманить их, даже хотел подложить им коврик с чернилами, чтобы они запачкали ножки и наследили.
Самы напряженный момент, когда мльчик стал разбирать пароходик. Проскальзывала мысль, а вдруг он и вправду обнаружит в нем человечков. Было понятно, что ему попадет от быбушки.

4. Какие чувства испытывал герой в этот момент? Найди в тексте подтверждение своим мыслям.

Боря с азартом ломал пароходик в предвкушении, что поймает хоть одного человечка.
«Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою... Я ждал и держал руку наготове — схватить».

5. Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют?

Мальчик и увидел, что внутри нет никаких человечков. Он пытался починить пароходик, но выходило криво. Он понял, что натворил непоправимого и бросился к бабушке, чтобы рассказать ей все. Это характеризует мальчика, как честного человека, несмотря на то, что из-за своей шалости он сломал пароходик.

6. Как ты относишься к мальчику? Что думал о своём поступке он сам?

У мальчика богатая фантазия, но из-за нее он испортил бабушкин пароходик. Мальчик думал: «Теперь все пропало!», «...чего я наделал-то!». Ему было очень жалко, что он сломал дорогую бабушке вещь.

7. Определи главную мысль произведения Житкова "Как я ловил человечков". 

Нужно отделять фантазию от реальности.

8. Какие эпизоды своего детства вспоминает Житков? Как ты думаешь, эти воспоминания написаны так, что вызывают грусть о прошедшем детстве, улыбку или, может быть, бесстрастно с наибольшей точностью передают все события?

Жидков вспоминает, как гостил у бабушки и сломал пароходик. Воспоминания написаны так, что вызывают легкую грусть, но в то же время улыбку, потому что воспоминания о своем детстве всегда приятны.

9. Представь, что могло произойти, если бы мальчик из рассказа Житкова нашёл человечков. Какая история получилась бы: реальная, фантастическая, юмористическая?

Если бы мальчик нашел человечков, получилась бы фантастическая история.

Вопросы к викторине по рассказу Житкова "Как я ловил человечков" с ответами:

1. Как звали мальчика, главного героя рассказа?

Боря.

2. Куда отправили маленького мальчика на лето?

К бабушке.

3. Какая вещь стояла в доме на полке, куда мальчик уехал на лето?

Кораблик.

4. Почему предметом на полке дорожила бабушка мальчика?

Предмет был дорог как память.

5. Кого представлял себе маленький мальчик?

Маленьких человечков.

6. Что придумал мальчик, чтобы поймать маленьких человечков?

Подкараулить их ночью.

7. Для чего малыш попросил у бабушки ночник?

Чтобы увидеть маленьких человечков.

8. Где устроился мальчик, чтобы подкараулить маленьких человечков?

Под одеялом на кровати.

9. Через что наблюдал мальчик за предметом на подоконнике?

Через щёлочку в одеяле.

10. Почему мальчик решил, что человечки не выйдут?

Он их напугал шумом.

11. Что сделал мальчик, решив, что человечков он не дождётся?

Уснул.

12. Чем мальчик решил выманить человечков через день?

Конфетой.

13. Почему мальчик не увидел, как человечки забрали конфету?

Потому что мальчик уснул.

14. Чем мальчик решил выманивать человечков в следующий раз?

Хлебом.

15. Где мальчик нашёл крошки еды?

На палубе.

16. Что придумал мальчик, чтобы бабушка оставила его дома одного?

Натереть лицо варежкой.

17. Что сделал мальчик, когда бабушка ушла?

Начал трясти кораблик.

18. Из чего был сделал предмет, где прятались человечки?

Из железа.

19. Чем маленький разломал предмет?

Ножом.

20. От чего плакал мальчик?

От раскаяния.

21. Кто автор рассказа "Как я ловил человечков"?

Борис Житков