Повести Инны Гинзбург «Крутой маршрут», Даниила Гранина «Зубр», Олеси Гончара «Собор», В. Дудинцева «Белые одежды», Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» говорят о недавней истории. Это трагическое одиночество, отречение родных и близких, гонения, ссылки, ГУЛАГ.

В середине 80х выходит роман Дудинцева «Белые одежды», единственный среди потока романов на тему исторической правды, выдвинутый на соискание премии Государственной. Само название символично – только тот сохранит белые одежды, кто пройдет через все испытания, но оставит совесть свою незапятнанной. Этот роман о добре и зле, о подлинной и мнимой науке, о нравственных и безнравственных поступках людей, о трагических судьбах русской интеллигенции.

Академик Рядно – сложный собирательный образ, но прозвище его совпадает с прозвищем печально знакомого академика Лысенко. Свое деревенское русское имя Касьян Демьянович герой настойчиво возводит в византийское Кассиан Димианович, что подчеркивает притязание на единую власть в биологии.

Действие в романе происходит после разгромной миссии 1948 года, когда по сути подлинная советская наука была уничтожена, а особенно это касалось генетики. Разгромив своих оппонентов, Рядно пытается привлечь на свою сторону талантливую молодежь, которая еще не разобралась полностью в ситуации, поддерживал тех, кого заставил клеветать своих учителей, но доверия между ними не было. В отношении же к молодым талантам поведение академика только внешне напоминало поведение заботливого отца. Он разыгрывал перед ними целые спектакли: то землю в поле жевал, показывая истинную любовь к земле, то кожаный полушубок с собственного плеча подарил, сам же он частенько называл себя батькой (параллель к Мотто – приемы добычи власти, поощрения и наказания).

Такие как он уничтожали, топтали науку и травили ученых, стремились к полной власти. Противопоставлены таким, как Рядно, другие люди – Иван Ильич Стригалев и Федор Иванович Дежкин. Именно эти два героя при помощи своих соратников и единомышленников восстали против террора Рядно и спасли семенной фонд картофеля, правда заплатили за него дорогой ценой: Иван Ильич арестован, осужден, сослан в ГУЛАГ и в конце концов расстрелян, а Федор Иванович заплатил своим здоровьем и карьерой.

Этими судьбами автор поднимает вопрос о человеческой ответственности за свои поступки. Поэтому среди философских и эстетических размышлений героев возникает описание картины Антонелло де Мессины на тему казни святого Себастьяна, человека, которого должны казнить за идею. А рядом с ним те, ради кого он отдает жизнь: мать, поглощенная своим ребенком, пьяницы, мечтающие о выпивке, пустомели – философы, те люди, которым «все до лампочки», как говорит один из героев романа.

Стригалев тоже готов бороться за свои убеждения и за этих людей до конца и человечество помнит своих героев. Так в конце романа автор приводит подлинный список погибших за генетику ученых и включает в него рядом с именем академика Вавилова имя своего вымышленного героя. Список этот оказался очень длинным. Слишком дорого заплачено за первосортную картошку, слишком многие заплатили жизнью, восстав против вечного зла.