«Вишневый сад» - последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Действие происходит в имении помещицы Любови Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями. Чехов боготворит природу, ее творческую мощь, беспредельную красоту и устремленность к обновлению и созиданию, предназначении, о его неисчерпаемых возможностях, необходимости духовного обновления.

Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной, и в ее душе пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь. Даже для купца Лопахина он означает нечто большее, чем объект выгодной сделки, он восторженно восклицает: «Купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете».

Чехов исключает из состава действующих лиц «злодеев», то есть тех героев, чья преступная воля являлась бы источником конфликтов и несчастных жертв. Он стремится выявить и передать более глубокую причину несчастий людей и общего социального неблагополучия – а оно в ненормальном укладе русского общества в целом. Поведение хозяев, сходящих с исторической сцены нелогично, они не осознают, что их время прошло, поэтому считают идею Лопахина – разбить сад на участки – пошлой. Но Чехов не разграничивает героев на положительных и отрицательных.

Раневская непрактична, эгоистична, она мелка в своем любовном увлечении, но она добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Лопахин искренне хочет помочь ей, выражает неподдельное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой вишневого сада. Но Петя Трофимов так объясняет назначение Лопахина: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен».

Авторская мера нравственного достоинства, того или иного героя – отношение его к саду. Раневской не дано спасти сад от гибели. Духовные силы, энергию ее поглотила любовная страсть, делая ее равнодушной и к судьбе сада, и к судьбе близких людей, а Чехов исключительно высоко ценил широту воззрения, способность подняться выше личного убеждения или даже самого большого чувства. Комедия устанавливает несоответствие мыслей и жизненной практики ее героев авторскому идеалу прекрасного, а сад в ней возвышается до «одушетворенного символа». Его история символизирует неотвратимую гибель старого, вместе с тем видна тема будущего.

Хотя это комедия, нет явных сатирических моментов, своих героев рассматривает как обыкновенных людей, но эти люди не могут преодолеть жизненные проблемы. С деликатностью, осторожностью, мягкостью рисует характеры. Все – таки жалеет людей, хотя судит строго и справедливо. В комедии нет напряженных моментов, переходы между ситуациями плавные.

Заканчивает то, что герои оказываются в ситуации недосказанности. Раневская едет в Париж, ясно, что она не вернется в Россию, но будет тосковать по ней, неясна судьба Гаева, Вари. Раневская страдает сама, но не находит сил ничего изменить.

Россия шагнула в XX век в растерянности – дворянство не выполнило своей исторической задачи, оно безответственно и приходят новые деловые люди. Создатель – как символ красоты, но не приносит пользу практикам, не обеспечивает доходы. Теперь – для России настает новая жизнь.

М. Горький назвал пьесы Чехова «лирическими комедиями», а сам Чехов так определил новаторскую природу своей драматургии: «в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви…Люди обедают…, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Все это есть в пьесах Чехова, но сюжет рассредоточивается на цепь бытовых случаев, а роль завязок и развязок начинают играть приезды и отъезды героев. Чехов обогащал сюжет пьес с помощью монологов и диалогов, что и наполняло их лиризмом.

Чеховские герои, обедая, играя в карты, разговаривают о погоде, о бытовых происшествиях: сестры обсуждают и осуждают Наташу и Андрея; дядя Ваня и Астров – профессора Серебрякова и его жену; герои «Вишневого сада» много говорят о продаже имения и неизбежных изменениях в их личной судьбе. Чехов показывает героев в «постоянной сосредоточенности вокруг основных мыслей и чувств». Высокий лирический накал пьес поддерживает то обстоятельство, что общее неблагополучие переживают почти все действующие лица, а мимолетные и как – бы случайные реплики закрепляют настроение. У Чехова более свободная, чем у его предшественников, связь между словом и характером действующего лица, так «облезлый барин», «вечный студент» Петя Трофимов произносит речь о гордом человеке, а объективность высказывания проверяет Чехов всем социальным укладом жизни.

Вопреки всем звучат в пьесе ноты бодрости, мотивы будущей прекрасной жизни: «Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже вижу его шаги».