Тема Родины – главная тема в лирике Есенина. О чем бы ни писал, образ родного края всегда присутствует в его стихах. Именно Родина была самой сильной и единственной его любовью. За эту любовь его обвиняли в национализме. Еще в ранних стихах (сборник «Радуница») автор предстает, как пламенный патриот, но тогдашние представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина – село Константиново, где он родился. Чувство Родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. Сначала у него выходили стихотворения бледные, невыразительные, подражательные, например:

Загорелась зорька красная
В небе темно – голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Но при всей примитивности подобных строк они шли от увиденного, пережитого. Чувства поэта постепенно обретают глубину: «Выткался на озере алый свет зари».

Дореволюционную лирику Есенин часто называли идеалистической, но это просто одно из душевных состояний поэта. Болью наполнялось сердце поэта, когда перед ним открывались: «черная, потом пропахшая выть», край заброшенный, край - пустырь. Он знает превратности крестьянской жизни, деревенского бытия: «За тяжелой сохой эта доля дана». Но не только в печали – в радуге многоцветной, в звоне малиновом, в травах шелковых видится ему Земля:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая»,
Дайте родину мою».

Великий октябрь Есенин принял восторженно. Он увидел в нем событие, с которого начинается новая эра. Уже в преддверии ее – после Февральской революции – поэт был полон радостных предчувствий:

О Русь, о степь и ветры,
И ты, мой отчий дом:
На золотой повети
Гнездится вешний гром.

Он ликует, весь он – восторг, восхищение. Это было время внутреннего подъема, когда стремление быть в гуще народа, впитывать в себя все, что волновало людей, открывших сердце ветру революции. Он принял революцию по – своему, на какое – то время прервал творчество и обратился к революционной поэзии, ожидая от нее крестьянского рая. Царь изгнал, земля стала крестьянской, народ стал свободен, но «земной рай» не наступил. Вглядываясь в обезображенное войной лик родной земли Есенин восклицал:

О, кого же, кого же петь
В этом бешенном зареве трупов?

Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять: «куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представлялось вторжением враждебного «железного гостя», перед которым беззащитна природа. Человек, преобразуя природу, губит её красоту. Есенин пытается постигнуть Русь советскую. «Русь советская», «Письмо к женщине» и «Русь уходящая» - маленькая прелюдия (1924 г.)
В «Письме к женщине» (Зинаиде Райх – его жене) он объясняет кризис его души.

С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несет нас рок событий,

а во второй части он переоценивает свою жизнь, появляется новое относительное к действительности. Есенин становится «попутчиком» - готов принять новое, но не отрицая старое

Лицом к лицу лица не увидать
Большое видится на растоянье (его жизнь)

В стихотворении «Русь советская» Есенин вглядывается в свое село, чувствует себя здесь чужим и ненужным, поэтом прошлого и мучается что же будет дальше. Он принял Русь советскую, но воспевает

Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Продолжаются попытки понять происхождение и в «Руси уходящей»

То есть: восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть настоящее, а потом снова «любовь к родному краю», оставшаяся в сердце, такова эволюция темы Родины в творчестве Есенина.