Период 90-х годов XIX века – 1917 г. – «Серебряный век» русской поэзии. Время расцвета нереалистических литературных течений:

1. Символизм
2. Акмеизм
3. Футуризм

Все они называли себя декадентами. Этот термин сначала употреблялся только по отношению к символистам, а потом распространился на другие нереалистические течения. Декаданс – общее обозначение кризисных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе.

Явления «серебряного века» ведут к забытью от жизни, пессимизму, унынию, страх перед жизнью и нет стремления сделать себя лучше. Считают, что время, в которое они живут – сумрачное время, упадок во всех сферах жизни, но они не считали свое искусство упадническим, это просто духовная атмосфера времени. Поэтому необходимо уйти от действительности во имя сохранения культуры и культурных ценностей. Искусство противоположно жизни и они не зависят друг от друга.

Модернизм (новый) – основное свойство всех течений в литературе начала века.

Наиболее широкий и распространенный среди всех течений – символизм. 80 – 90 гг. XIX века – переход от безвременья к социально политическому подъему. Сущность двух тенденций:

   1. Мережковского. Эстетика религиозного, мистического направления, ориентировалась на крестьянскую символику. На первом плане индивидуальное сознание (Минский, Гиппиус). Ставятся проблемы сильной личности, добра и зла.

   2. Брюсова. Эстетика психологическая. Их символ – инструкция для человеческой души, идеал Пушкин. (Бальмонт, Сологуб, И. Анненский) Просуществовали до 10 – гг. XX века, но произошел кризис внутри них.

   3. Младосимволисты, идейный отец В. Соловьев. Чувственные тенденции к реальной жизни, материалистическая философия. Основа – романтическая эстетика (А. Белый, Вячеслав Иванов, Блок). Опирались на Фета, Тютчева, Пушкина.

Акмеисты (М. Кузьмин, А. Ахматова, О. Мандельштам) отделились от символистов в 1911 году из произведения Иванова «Поэтическая академия и аполлон». Они были против религиозно – мистических и философских устремлений символистов, для них главное – вещественность образов, реальность. Отличаются принятием жизни, сосредотачивались на ее мелочах, но характерен пессимизм, уход в прошлое.

Футуризм появляется в 1910 году в результате кризиса символизма. Объявили войну двоемирию символистов. Их задача – переделать жизнь в соответствии со своей волей. Они называли себя «будетляне». Отрицали реализм, как художественный метод. Не признавали языковых традиций и традиционных изобразительных средств (Хлебников, Маяковский). Какое – то время к футуристам примыкал Б. Пастернак.

М. Цветаева только хронологически относится к «серебряному веку».

Существовала еще и новокрестьянская поэзия (Клюева, Есенин).