Для Толстого нет величия там, где нет простоты, добра и правды, а нет их в высшем свете: в салоне Шерер, Курагиных, и потому жизнь их бессмысленна, наполнена суетой, тщеславием, погоней за чинами и богатством, и только лишь любимые герои Толстого живут настоящей жизнью ошибаясь, отрекаясь от ложных идеалов, снова и снова ищут смысл жизни, хоть и сложен этот путь.

Андрей Болконский сразу противопоставляет себя обществу, уверен своем высоком предназначении и идет на войну, чтоб совершить подвиг, он говорит: «Я ничего так не люблю, как только славу. Смерть, раны, потеря семьи – ничто мне не страшно». Но представления Андрея о славе связаны с традициями русского классицизма: в XIX веке желание славы – стремление к общему благу, пользе, скоро Андрей откроет, что настоящий подвиг совершает не слава Наполеона, а капитан Тушин, то есть его идеалы сталкиваются с жизнью. А на Аустерлицком сражении произошло их окончательное крушение. Андрей понял, что Наполеон просто честолюбец, и в нем поселилось новое чувство ценностей жизни. После смерти жены он ведет тихую домашнюю жизнь, растит сына. Но размеренное существование не для него. Из душевного кризиса Андрея выводит Наташа, миссия которой – жить, любить, приносить счастье.

Удивляет ее непосредственность, естественность и простота, ей чужда интеллектуальная жизнь и общественные интересы, она не ищет смысла жизни, а просто живет, решая жизнью все проблемы и несет счастье своим присутствием. Наташа доказывает, что можно жить своими чувствами и возрождает Андрея к жизни, но их ожидает разлука, и снова душевный кризис. Следующая попытка возрождения Андрея – девочки со сливами. Он понял, что если в страшных условиях есть какие – то желания, значит нужно жить дальше. Ему захотелось соединиться с этой жизнью и снова он идет «служить в рядах», хотя полного единения с солдатами не испытывает до конца жизни. Андрей умирает тогда, когда опасений за жизнь уже нет, умирает, так как не видит цели своей жизни, равнодушен ко всему.

Занят поисками смысла жизни и Пьер Безухов – незаконнорожденный сын богатого графа, чуждый обществу, увлеченный идеалами французской революции. Она заразила Пьера демократизмом и свободомыслием, но его идеи чужды и враждебны светскому обществу Шерер, всех их интересует только наследство (как, впрочем, и его жену Элен). Разочаровавшись в людях, Пьер впадает в депрессию, так как для него важна связь с миром. И вот Пьер сталкивается с человеком, который говорит об улучшении положения народа, об отмене крепостного права, о бесплатных школах и больницах о том, что богатство человеку дано для того, чтобы творить добро.

Идеи масонства окрылили Безухова и он едет в свою деревню, чтобы освободить крестьян, а узнав о несчастье князя Андрея заезжает к нему в Богучарово, заставляет его сердце вновь верить, что «надо жить, надо любить, надо верить». Но и в масонстве разочаровывается Пьер. Так и застает его война 1812 года. Тогда личные неурядицы отодвигаются на задний план. Пьер отправляется на передовую, но угнетенное его состояние усиливается, пока он не услышал слов князя Андрея: «Исход войны зависит от того чувства, которое есть в душе каждого из нас», и это влияет в него необыкновенное спокойствие, а после Бородинской битвы Пьер уверен, что ему предписана важная миссия, и он остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Здесь он спасает девочку и осознает, что в этой войне нет графов, князей, мужиков, есть только единый народ. Это подтверждает в плену и Платон Каратаев, благодаря, ему Пьер ощущает единение со своей нацией, так как «все люди от Бога и всех пожалеть надо», чувствует прилив сил, что он способен на новую жизнь. А находит счастье он с Наташей Ростовой.

В эпилоге мы видим счастливого человека, у которого есть любимая жена, дети, достаток, но он опять не бездействует, а ищет свое место в жизни. Заинтересованно следит за разговорами, настроениями передовой интеллигенции 20х годов и готов вступить в тайное общество и вполне возможно, что в 1825 году он выйдет на Сенатскую площадь, что и описано в романе «Пьер и Наташа» Василия Старого.

Идеалы Пьера совместимы с мыслями автора: надо, чтоб жизнь твоя касалась многих людей, цель в жизни он видит в сопряжении с народом, а счастье – в семье.