Проза 90-х многогранна, но попробуем выделить основные темы.

Первая из них – тема нравственности и нравственного выбора, но она так или иначе присутствует в каждом произведении. Литературу девяностых волнует вопрос как жить в это время агрессивности, «недообразованности», хамства. Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев в своих произведениях неизменно ведут речь об этих проблемах, хотя они и оптимистичны. Но некоторые писатели – Лариса Петрушевская, Виктор Ерофеев, Валерия Нарбикова – не только не приукрашивают жизнь, но и не пытаются найти героя, которому хочется подражать.

Очень волнует  и тема экологии, природы и человека. Еще в 60х – 70х годах появились «деревенские писатели», которые начали всерьез заниматься этой проблемой, к тому же всех волнует жестокость человека в современном мире. Задумываясь о роли человека на земле, литература вводит в повествование зверей, им отводится роль, которая помогает понять законы бытия. Это роман Анатолия Кима «Белка». Законы, по которым живут животные, нравственнее, они не приносят вреда земле, которая, если беречь ее, будет кормить всю жизнь (это идея романа С. Алексеева «Рой»). Сюда относятся и проблемы загрязнения окружающей среды, Чернобыля, экологической катастрофы.

Издавна люди интересовались своей историей, поэтому правда истории занимает важное место в литературе 90-х годов 20-го века. Здесь появляются новые взгляды на некоторые исторические процессы. Повести Инны Гинсбург «Крутой маршрут», Даниила Гранина «Зубр», Олеси Гончара «Собор», Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» и другие говорят о нашей недавней истории, о добре и зле в мире и в самом человеке. Здесь одиночество, отречение родных и близких, гонения, ссылки в ГУЛАГ. Особенно гонения на генетику отразились в романе Дудинцева «Белые одежды».

К нашей истории относится и пережитая Великая Отечественная Война. Война – отдельная и распространенная тема. История литературы о Великой Отечественной Войне началась в первых дней войны, но сначала она была направлена на поднятие духа вооруженным силам. После войны обсуждалась только победа, а какой ценой задумались только в 60-е годы. Пишутся романы Ю. Бондарева «Тишина», «Батальоны просят огня», трилогия К. Симонова «Живые и мертвые» и другие. Для литературы последних лет характерна изученность документального материала. В конце 70-х снова поднимается тема Великой Отечественной Войны, и рассматривается, проблема человеческой личности на войне. Наиболее известен Борис Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значится», Василий Быков «Обелиск». В начале 80-х эта тема развивается в творчестве Юрия Бондарева «Берег», «Выбор» - романы. А что касается литературы 90-х, она, наконец, избавилась от восторга победы и стала оплакивать каждую человеческую жизнь, отданную этой войне, поднимала вопрос о преступлении правительства по отношению к своему народу.