Начиная с 20х годов тема любви властно входит в творчество Бунина, чтобы в последствии, в 30е – 40е годы стать главной (книга рассказов «Темные аллеи»).

Самый большой рассказ 20х годов – «дело корнета Елагина». Герой, влюбленный в актрису, переживает мучительную и сокрушающую любовь – ту первую любовь, которая по словам писателя, сопровождается драмами, трагедиями, страданиями, но не только этим, но и «переживают, сами того не ведая, жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола». В это время в человеке происходят катаклизмы, потрясающие его хрупкую телесную основу, когда в ощущениях человека преображается весь мир, когда до предела обострена чувствительность ко всему вокруг.

В «Деле корнета Елагина» Бунин воссоздал мучительные переживания своей юношеской любви к В.В. Пащенко, дочери елецкого врача. Бунин был близок к самоубийству, долго мучился, переходил от отчаянья к взрывам нежности, от ярости к прощению и вновь к мукам ревности. Отношение Елагина к Марии Сосновской – горячее чувство – его, и переменчивое, капризное – ее, переходы от равнодушия к отчаянию и внезапным проявлениям нежности автобиографичны.

Жестокую ревность, как и страстную любовь чаще всего вызывает определенный тип женщин – которые всегда кажутся загадочными, «роковыми»; их невозможно понять – да они и сами себя не понимают, они как правило страдают сами и заставляют страдать других. Люди же с особенно обостренной чувствительностью, с повышенным воображением тянутся к ним – как тянется корнет Елагин к изломанной, истеричной Сосновской.

Неужели неизвестно, что есть странное свойство великой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?