«Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность», - говорил В.Г. Белинский. И это действительно так. Пушкин всегда ненавидел рабство и тиранию, призывая к свободе. Свобода поэта постепенно превращает его жизнь в подвиг, потому что он должен служить только истине. Для обозначения высокой роли поэта в стихотворении «Пророк» используется религиозная символика. Сам Пушкин истинную ценность своего творчества видел в том, что боролся за свободу народа, его цель: «глаголом жечь сердца людей», и он верен ей до конца. В стихотворении «Памятник», подводя итог своему творчеству Пушкин отличает следующие заслуги:

Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал

Именно поэтому творчество его не будет забыто народом. Пушкин пишет большое количество стихов о Родине и свободе, стихи эти дерзкие и честные. И во всех стихотворениях Пушкина тема Отчизны связана с темой «вольности святой», сочетаются они и в стихотворении «К Чаадаеву». Звучит ненависть к самодержавию и стремление к свободе. Это призыв:

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Призыв к восстанию, к революции, которую символизирует звезда. Самовластие падет благодаря борцам за мир и справедливость. Проблемы деспотизма и рабства, самодержавия ставятся в стихотворении «Деревня». Главная его идея – антикрепостническая. Начинается оно идеалистическим изображением красот деревенской природы, описание идет в духе сентиментализма. Поэт рассказывает о том, что мечтает на ложе природы погрузиться в изучение трудов мыслителей, но не может сосредоточиться, потому что вокруг видит только страдания:

Здесь барство дикое.
Здесь рабство тощее
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Пушкин возмущен, что на фоне красоты и гармонии природы свирепствует «барство дикое», которое присвоило себе «и труд, и собственность, и время земледельцев». Но поэт надеется на светлое будущее, верит, что рабство отменят и тогда придет «заря свободы просвещённой».

Поэт осуждал тиранию не только царя, но и самодержавие вообще, о чем написал в стихотворении «Анчар». Анчар – как воплощение гибельных, чуждых человеку сил, олицетворение всего зла жизни. Безжизненная пустыня описана в первой части стихотворения. Убил ее не только жар солнца, но и растущее здесь дерево яда, а во второй части тщеславный господин отправляет к дереву раба, нисколько не заботясь об его жизни:

Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек,
И к утру возвратился с ядом.

Это произведение направлено против всякого угнетения человека человеком, его философский смысл заключен в отрицании неравноправия людей.
За такие убеждения попали в ссылки и на каторгу декабристы, а Пушкин всеми силами старается поддержать их революционный дух, наполнить им, что их идеи живы. Жить помогает поэту вера, что жертвы были не напрасны, что будущее на стороне демократии:

Оковы тяжкие падут, темницы рухнут,
И свобода вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут...

заканчивает он послание «в Сибирь».

Пушкин - один из первых поэтов, осмелившихся выступить против царизма и угнетения, в этом гуманность его поэзии.