В своих произведениях Бунин часто задумывается над тем, зачем живет на свете человек, что и кто его окружает. В ранней лирике Бунин передал своё чувство прекрасного: "мир везде исполнен красоты..." Но возникает боль при виде её гибели. Так в повестях "Деревня", "Суходол" возникает мрачный образ оскудевшей, умирающей российской деревни, предчувствие гибели крестьянского мира. Чувствуется сочувствие автора "затоптанному, забитому" народу.
Столь же мучительные наблюдения за русской деревней продолжены в рассказах. Но не только быт крестьян занимал Бунина. Он большую часть своей жизни посвятил теме любви, пытался разгадать тайны и процессы в человеческой душе, незаметно для неё самой теряющей полноту чувств, полет мечты. ("Чаша жизни", "Лёгкое дыхание", "Сын")
В середине 1910-х годов появились бунинские произведения другого плана, исполненные мрачными прогнозами: "Братья", "Господин из Сан-Франциско" (мысли, навеянные Первой мировой войной). В последнем Бунин пытался осмеять происходящие в мире события. Он осуждает мир, в котором нет интереса к человеку, его личности, а есть лишь оценка его значимости по объему капитала. Мир, в котором всё меряется деньгами - обреченный мир.
Плывет через океан "Атлантида" - символическое название, предвестник гибели. Бунин пророчит этому миру страшное потрясение, уже эпиграф, взятый из "Апокалипсиса" настраивает на предчувствие трагических событий. В рассказе главенствует смерть. Господину из Сан-Франциско, которому не дано даже имени, настолько оно неважно, настроен весело провести время. Он много работал, чтобы получить, наконец, полную программу впечатлений и удовольствий. Как и все богатые люди, он едет в старый свет, чтобы получить эмоциональный и эстетический допинг. Но это не потребность души, а соблюдение определенного ритуала: "Как все, он должен заявить о себе, к состоятельным человеке ". Прекрасная Италия, шедевры искусства, исторические памятники стоят в одном ряду с другими материальными благами. Человек беззаботно и самонадеянно планирует свою жизнь, оставляя на потом все человеческие радости, но судьба грубо сломала самонадеянные планы господина и оборвала его жизнь в самый неподходящий момент.
Не только господин из Сан-Франциско беззаботен и бездушен, но и все люди, плывущие на корабле, живут одним днем. Их эгоистическое "недумание" - причина близкого возмездия: "Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём не думали..."
Корабль его пассажиры - символ человечества, философия жизни и смерти заключена в нем. Корабль плывёт по бушующему океану, описание которого становится все более угрожающим и предупреждающим. А люди на корабле веселятся, пьют, танцуют, и не задумываются над бренностью жизни. И как кульминация пустоты, призрачности, неестественности жизни дается описание "влюблённой пары"- это насмешка над самыми святыми и живыми чувствами. Жалкое щепкой выглядит корабль над могучим и, грозными глубинами океана. Движение "Атлантиды" по замкнутому кругу и возвращения с телом уже мертвого господина - символ бессмысленного перемещения в пространстве.