Произведение «Густой зеленый ельник у дороги…» датировано 1905 годом и впервые опубликовано под названием «Олень» в сборнике Бунина «Стихотворения 1903–1906», выпущенном книгоиздательским товариществом «Знание». Это не просто описание природы, но и призыв к защите ее от бездумного уничтожения.

В 1-м четверостишии практически нет глаголов, сведено к минимуму движение. Для поэта важнее обозначить место действия (зимний лес, укрытый пушистым снегом) и назвать главного героя (молодой тонконогий олень с тяжелыми рогами).

Далее картина конкретизируется, обрастает подробностями. Но мы узнаем, что наблюдатель не видел самого оленя, а судит о событиях по его следам. Перед читателями возникает образ гордого красавца оленя, который когда-то неспешно прогуливался по ельнику, протаптывая тропинки, разыскивая пищу.

Ситуация кардинально меняется в 3-м четверостишии, играющем роль кульминационного. Олень почувствовал опасность. Все произошло быстро, неожиданно. Внезапность подчеркивается поэтом при помощи слова «вдруг» и тире: «И вдруг – прыжок!».

В 4-м и последнем четверостишии произведения происходит благополучный финал. Олень сумел спастись, унести свою красоту от смерти. Бунин восхищается этим животным – его стремительностью, силой, легкостью.

Образ оленя неслучайно появляется в стихотворении Бунина. Посредством него поэту удается продемонстрировать читателям величественность и великолепие северной природы. Из всех лесных зверей именно олень в наибольшей степени подходит в качестве олицетворения красоты и благородства.

Тема стихотворения – красота природы, которая заставляет человека замирать от восхищения и присматриваться к ней.
Композиция одночастная, автор рассказывает эпическую историю оленя.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – традиционный пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты: “густой зеленый ельник”, глубокие пушистые снега”, “могучий тонконогий олень”, “тяжелые рога”, “хвойные крестики”, “белый зуб”, “собачий гон”, "в стремительности радостно-звериной".
Метафора: “он красоту от смерти уносил“.

Что вам больше всего запомнилось в художественной картине, нарисованной в этом стихотворении?

Запомнился образ могучего оленя, убегающего от погони, изображение густого елового леса, белых снежных сугробов.

Расскажите, какое впечатление произвело на вас это стихотворение. Какие чувства оно вызвало?

Читая стихотворение, четко представляешь картину зимнего леса, бегущего от погони оленя. Все описано так реалистично, что переживаешь за зверя, чтобы его не догнали собаки, а в конце становится радостно, что олень смог уйти от погони.

В чем своеобразие картины, воссозданной в стихотворении?
Как лирический герой узнает о произошедшем?

В стихотворении события воссоздаются по следам, которые оставлены в лесу. Лирический герой узнает о произошедшем по следам на снегу, обломанным веткам, осыпавшейся хвое.

Подумайте, меняется ли при чтении интонация? Почему?

Интонация меняется с размеренной на динамичную, когда описывается побег оленя от погони.

Какие художественные определения (эпитеты) использует поэт для создания образа оленя?
Какой эпитет показался вам самым необычным? Попытайтесь объяснить его значение.

Эпитеты: «олень могучий, тонконогий», «тяжкие рога», «белым зубом», «след, размеренный и редкий», «в стремительности радостно-звериной».
Самый необычный эпитет «в стремительности радостно-звериной» означает то, как олень, благородное, сильное и честное животное, отчаянно борется за свою жизнь, спасаясь от охотничьей погони.

Докажите, что образ оленя дан в стихотворении не в статике, а в динамике. Подтвердите примерами из текста.

Олень показан в движении: шел, елку гнул, белым зубом скреб, прыжок, легко уходил, в стремительности радостно-звериной красоту от смерти уносил.

Какие другие художественные образы нарисованы в стихотворении?
Как они помогают создать образ красивой и могучей природы?

Образы зимнего леса, снега, елей, луга, долины помогают создать образ таинственного, могучего северного леса с его величественной и прекрасной дикой природой.

Как проявляется в стихотворении авторское отношение к нарисованной им картине?
Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?

Автор восхищается дикой северной природой (образы зимнего леса, снега, елей, луга, снежной долины).
Восклицательные предложения передают настроение автора, его восхищение силой и волей к жизни прекрасного, гордого животного.

Как вы объясните смысл финальной строки стихотворения?
Какая красота имеется в виду?

Финальные строки передают восхищение силой и волей к жизни прекрасного оленя, гордость за красоту и силу его характера.
Имеется в виду красота внутренняя: сила характера, сила воли, гордый нрав, выносливость.

Докажите, используя примеры из текста, что в стихотворении «красота» оказывается сильнее «смерти».

Основная мысль стихотворения в том, что красота способна победить смерть. Воплощает эту красоту олень («олень могучий, тонконогий», «тяжкие рога», «белым зубом скреб», «в избытке свежих сил»). В последней строфе прямо говорится, что с помощью такой силы, как красота, вполне можно победить и саму смерть ("в стремительности радостно-звериной он красоту от смерти уносил").

 

Иван Бунин

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб —
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
1905