Конец пятидесятых начало шестидесятых годов XIX века было временем подготовки крестьянской реформы. Отношение к аграрному вопросу дворянской интеллигенции вывело её неспособность к дальнейшей борьбе. На смену либералам приходят разночинцы демократы, стремящаяся к ломке господствующих общественных отношений. Тургенев, будучи правдивым художником, не мог остаться в стороне от проблем, волновавших общественность. Конфликт настоящего и прошлого отражён в романе "Отцы и дети", начатом автором в 1860 году.
Прототипом главного героя, Базарова, был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой. "Я разделяю почти все его убеждения", - писал Тургенев о Базарове. Действительно, во многом схожи их взгляды на окружающую действительность, на различные общественные прослойки. Автора и героя сближают сознательное отношение к жизни, постоянные поиски. Для Тургенева эти поиски означали стремление понять человека, его духовный мир, научить его быть счастливым.
Базаров - талантливый медик. По сути дела у врача та же цель, что и у настоящего писателя. Базаров не стремится извлечь выгоду из своей профессии. Он предпочитает бескорыстно лечить больных крестьян, занят экспериментом, так как знает, что мало ещё развита медицинская наука.
И автор и герой болезненно воспринимают зло, творящееся в России, они пытаются разобраться в его причинах, видят их в неправильном устройстве общества, ищут средства искоренения социальных бедствий.
Тургенев борется за свою правоту в романах и статьях. Его герой неуязвим в спорах, он не идет на компромиссы с совестью. Писатели персонаж его романа стремятся говорить правду о жизни, им ненавистно пустословие. Они чувствуют малейшую фальшь и выражают к ней свое презрение: автор изобразительными средствами, герой-действиями.
Они не проводят жизнь в праздных развлечений, большую часть времени посвящают труду. Тургенев - автор известных романов, повестей, пьес. Базаров много работает, кроме медицины занят химии и другими естественными науками. В своём Базарове Тургенев хотел изобразить выдающегося представителя бурной эпохи, в котором многое его восхищала, носа многим в ней он не соглашался.
Писатель считал, что Россия рано или поздно пойдет по "Западному" пути развития, он не был сторонником революций. Базаров стоит на позициях революционной демократии. Он хочет разрушить старое, гневно бичует пороки общества. Кроме того, автор и герой - люди разных темпераментов, наклонностей.
Базаров хочет видеть в жизни лишь материальные её стороны, окружающие явления он рассматривает с точки зрения пользы. "Природа не храм, а мастерская..." - говорит он. К его речи и поступки иногда циничны. Евгения отрицает эстетику, искусство, романтику женской любви.
Тургенев - певец природы, женской красоты, всего, чего не хочет замечать Базаров. Писатель считает, что это неестественно и поэтому приводит героя к внутреннему разложу из-за неразделенной любви.
Говоря о Базарове, писатель употребляет выражение "сатанинская гордость". Эта гордость проявляется не только в силе героя, но и в полу презрительного отношения к окружающему, в том числе и к народу. Автор же сочувствует простым людям, стремится сблизиться с ними.
Герои Тургенева противоречив. Стремясь переделать общество, он эгоистические боится, что кто-то воспользуется плодами его стараний. Тургенев в этом смысле бескорыстная Базарова. Главная цель писателя-разобраться в жизни, в поступках Базарова, способах обрисовки его характера чувствуется авторское отношение. Тургенев явно симпатизирует своему нигилист у ставит его выше других персонажей. Сила Базарова его целеустремленности, смелости, широте взглядов, способности к самоанализу. но Тургенев не может согласиться с отрицанием того, что ему так дорого. К двойственности авторского отношения выразилось в противоречивости характера героя. Базаров одинок и обречен на бездействие.
Многообразные способы раскрытия характера героя. Тут и авторское повествование с подробным описанием внешнего облика, двуплановые диалоги, сопоставления, речь героя, отзывы о нём других персонажей.
Из повествования мы узнаём и о прошлом Евгения. Характер Базарова и отношение автора выражены во всех эпизодах романа, особенно ярко описана смерть нигилиста. Писатель отмечал, что восхищался Базаровым, работая над сценой смерти плакал навзрыд. Это были слёзы художника, видевшего трагедию человека, в которой отразилась часть его собственного идеала. Тем не менее писатель утверждает, что "страстное, грешное, бунтующее сердце" героя билось во имя временных, приходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, говорят о "вечном примирении и жизни бесконечной".
Тургенев сумел показать "силу разночинца-демократа", которой некого даже противопоставить среди передового дворянства.