Мастерство, талант всегда поражает, особенно поражает нас мастерство писателя, потому что в его произведении все слито воедино, соткан неповторимый образ, рисунок, дух, рожденный, казалось бы, легким мазком художника в минуты вдохновения. Безусловно это касается и Н.В. Гоголя. Его друг и критик В.Г. Белинский писал: «При каждом слове его поэмы читатель может говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в пафосе всей поэмы, и в характере действующих лиц».
Первому тому Мертвых душ Гоголь посвятил 8 лет жизни, но рукопись не допустили к изданию, и тогда Гоголь отправил ее к друзьям в Петербург и друзья писателя, в том числе и Белинский, помогли преодолеть сопротивление цензуры.
Композиция поэмы в общем-то проста. Все главные события происходят при участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка начинается, когда этот герой приезжает в губернский город N. Он очаровывает все местное чиновничество и посещает усадьбы нескольких помещиков. Кульминация как раз падает на тот момент, когда Чичиков возвращается в город. Он пытается оформить купчую крепость, а в это время Ноздрев и Коробочка всем рассказывают о его конфиденциальном деле. Мгновенно наступает развязка, потому что Чичиков сразу же покидает губернский город.
Современники Гоголя в этом губернском городе N увидели всю Россию. Много лет спустя Салтыков – Щедрин напишет свою «Историю одного города Глупова», а губернский город N очень напоминает город Глупов. Здесь почтмейстер грабит купцов, а они называют его «отец родной». В этом городе запросто можно встретить вывеску: «Шляпы. Фуражки. Картузы. Иностранец Василий Федоров». Чиновники этого города любят прослыть образованными людьми и часто из своих путешествий привозят картины, который покупают по совету «тамошних сопровождающих». И поэтому чуть ли не в каждом доме вы можете увидеть изображенных на картинах, очень похожих «нимф с такими огромными грудями, которых читатель, верно, никогда не видел».
В этом городе дамы претендуют на особое деликатное место. Они так изысканны и благородны, что не могут сказать по-русски: «Я высморкалась», «Я вспотела», «этот стакан воняет», - а говорили изысканную фразу: «Я обошлась посредством платка», «Этот стакан нехорошо себя ведет». Губернский город N часто обсуждал события, которые происходили на балу у губернатора, например, было два происшествия, одно из которых приписывали к верху безобразия, а другое – к верху галантности. К первому событию относится поступок Ноздрева, когда тот напился в буфете и на четвереньках выполз в зал для танцующих и стал хвататься за фалды. Второе событие было отнесено к поступку одного полковника, который за столом, ухаживая за женщиной, так вошел в роль, что подал даме соус на кончике острия шпаги.
В этом городе чиновники берут взятки – обычное дело. Это не только никого не возмущает, но и никогда даже не является предметом для разговора. Этот город был за несколько часов покорен чиновником. Как же умудрился один человек полюбиться разным, очень капризным, с разными характерами людям, ведь мы очень хорошо помним слова Собакевича, что в городе N все чиновники «подлец на подлеце…Один прокурор – порядочный человек, да и тот свинья»? Вот в этом то и есть секрет Чичикова.
Образ Чичикова в поэме "Мертвые души"
Он является как бы связующим звеном между поместным дворянством и чиновничеством, в отличие от костных и инертных людей дворянства Чичиков предприимчив, даже среди чиновников его неугомонность выделяется. Он не знает покоя, потому что постоянно охвачен жаждой стяжательства. Он уже в школе усвоил наставление отца и сделал приращение к подаренной им полтине. Когда накопилось 5 рублей, он зашил их в мешочек, мешочек спрятал и начал копить новые. Эти деньги значили для него все: честь, совесть, дружбу. Поприще чиновника открыло ему новые возможности. Он постоянно занят «не очень чистыми делами». При этом Чичиков проявляет множество способностей (достаточно вспомнить дело о таможне). Почти все эти дела кончались крахом, но он не падал духом, а с удвоенной энергией принимался за новое дело.
Он вовсе не злодей, а просто подлец, которых в реальной жизни очень много. За его внешней благопристойностью скрывается моральная нечистоплотность. Он почти как Печорин умеет определить сильные и слабые стороны людей, но использует их всегда только в корыстных целях. В отличие от Лермонтовского героя Чичиков мастерски умеет приспосабливаться к обстоятельствам и его внешность как бы создана для этого, потому что несет на себе печать неопределенности. Он не красавец и не дурной наружности, ни стар, ни молод, ни толст, ни худ. Он многолик. Павел Иванович похож на того, с кем говорит. При этом он умеет красиво льстить и скрывать свои истинные цели.
Александр Калягин, играя эту роль в фильме, нашел точный прием для раскрытия личности. Чичиков в гостинице подходит к зеркалу, сначала строит рожицы, как бы репетируя: то хихикнет, то сводит брови, а потом перевоплотится то в знакомого чиновника, то в Манилова, то с Собакевича. Конечно, это доступно великому актеру. Так вот Чичиков великий актер, но подлый человек. Душу его оскорбляют грязные канцелярские столичные, но не чиновники, которые воруют. Ему неприятен запах, который распространяет слуга – Петрушка, но то, что у Плюшкина души как мухи мрут, приводит его в восторг.
Образы помещиков в поэме "Мертвые души"
Для того, чтобы скупить мертвые души, Чичиков решил посетить двух своих знакомых помещиков Манилова и Собакевича, но по пути он должен был заехать и в другие имения. Рисуя образы помещиков, Гоголь прибегает к жесткой сатире, которая гораздо убийственней, чем в тех эпизодах, когда он рисует образы чиновников, ведь именно помещики являются хозяевами страны, именно они отвечают за ее экономическое и культурное развитие. Конечно Николай Васильевич видел те культурные ценности, который были созданы дворянской интеллигенцией. Но он рисовал в своей поэме не Чацких, а ту основную массу, которая и представляет этот класс. Для раскрытия образов Гоголь прибегает к одному яркому приему. Он показывает реакцию помещиков на предложение продать мертвые души. И в этой реакции, как в зеркале, отражается образ мыслей героев. От конкретных деталей образа рожается обобщение целого. И еще одна особенность при раскрытии образов – Гоголь умеет выделять неповторимую черту внешнего облика, и эта черточка является символом всего характера.
Первым, к кому обращается Чичиков, был Манилов. Перед нами предстает человек не лишенный приятности, однако замечание Гоголя сразу настораживает: «но в ней было чересчур много сахару». Слащавость и сентиментальность является основными чертами Манилова. Вместе с Чичиковым мы видим его хозяйство, дом. Ничто и нигде не было доведено до конца в комнате, куда пригласили Павла Ивановича. Стояла хорошая мебель, но из разных гарнитуров. Некоторые комнаты были пустыми или недоделанными. На столе лежала книга, запылившаяся от времени, а закладка в ней находилась на четырнадцатой странице. Пустой мечтатель – хозяин этого имения. Все его фантазии не имеют смысла. У него уже довольно большие дети, старшему гимназисту 14 лет. Манилов мечтает быть образцом для них. Именно поэтому Манилов претендует на определенную образованность. В разговоре с Чичиковым он говорит, что мечтает с претензией на звание ученого человека он называет своих детей именами из античной философии: Алкид и Фемистоклюс. В его саду среди многих незаконченных алей и скамеек выделяется увитая плющем розовая беседка. Иногда днем Манилов назначает в ней свидание жене, чтоб сорвать украдкой страстное лобзание. Он рассказывает Чичикову еще об одной мечте – выстроить мост от его имения до Москвы, а на этом мосту чтоб лавки, магазины разные. Когда Манилов услышал предложение Чичикова о продаже мертвых душ, он растерялся, потом смутился и когда уразумел, что от него требуется, то единственным из всех персонажей решил подарить умерших крестьян Чичикову. И список их вынес ему на бумаге с голубой каемочкой, перевязанной розовой ленточкой. Окружающие вещи, весь уклад его жизни говорит о том, что Манилов человек ни то ни се, «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Распрощавшись с Чичиковым Манилов еще долго думал о «благополучии дружеской жизни». От Манилова Чичиков направился к Собакевичу, но его застала непогода и он очутился и заблудился в маленькой деревушке, которая принадлежала помещице Коробочке. Встретила его помещица радушно, хлебосольно. Она выставила на стол пироги, ватрушки, шаньги, кулебяки, куличи и расстегаи, напоила и накормила и даже предложила на ночь пятки почесать, как любил ее покойный супруг. В ее маленькой деревне нет ни одной худой избы, все крепкие, основательные в отличие от Манилова. Она торгует всем, что имеет ее натуральное хозяйство, но поражает то, что она совершенно не удивляется предложению Чичикова. О нравственной стороне вопроса Коробочка даже не задумывается. Расчетливая и занятая в основном накопительством, она лишь боится продешевить. «Не знаю я, милый, по чем нынче мертвые души». Умственная ограниченность, строго утилитарная нацеленность получают полное выражение в одном гоголевском слове «дубиноголовая».
Сторговавшись с Коробочкой, Чичиков продолжает ехать к Собакевичу, но на его несчастье по пути он встречает возвращающегося с ярмарки Ноздрева, который уговорил Чичикова по пути свернуть в имение. Первое, что мы узнаем, это то, что Ноздрев со своим зятем очень удачно и выгодно продали хлеб, но к моменту встречи с Чичиковым денег у него не было ни копейки. Этот человек чересчур, но абсолютно бесценно активен. Он не доводит до конца ни одного дела, но и доводить их не следует потому что они все лишены цели. Мы с трудом вспоминаем, что у Ноздрева есть дочь, возможно есть и внуки, потому что жизнь этого человека – это сплошной пьяный разгул, карты и псовая охота. Среди собак он был «как отец среди семейства». Лихач и кутила, бывший офицер, Ноздрев беззастенчиво хвастается и обманывает всякого. Услышав о предложении продать мертвые души, он единственный попытался выяснить для чего Чичикову они понадобились и тут же вместо мертвых душ предлагает шарманку, жеребца, щенка. Он не может без азарта и поэтому предлагает вместо выигрыша поставить список умерших крестьян. Гоголь пишет, что Ноздрев постоянно попадает в какую – нибудь историю. То его под руки из зала жандармы выведут, то свои же приятели вытолкнут, то хорошенько «отмутузят», а то и просто ус оборвут. Именно поэтому к Ноздреву так крепко прилепилось Гоголевское определение: исторический человек.
В конце концов Чичиков добрался до Собакевича. Он увидел крупное имение, где все было некрасиво, неуклюже, ни один крестьянский дом не был покрыт соломой. Все постройки вместе с хозяйским домом напоминают военное поселение. Все огромное, вырубленное топором, но удобное и добротное. Перед нами уникальная личность, которая напоминает медведя средней величины и даже имя его Михайло. Однако его жизненные идеалы были гораздо более хищны, чем у медведя. Собакевич никогда не рассуждает о высоких целях и предметах, а заботится только о выгоде. Цель его жизни – насыщение желудка, а Гоголь как – будто бы удивляется, рассматривая свой персонаж: «Во всем его огромном теле не было маленького уголочка, где могла бы спрятаться душа». В отличие от Коробочки Собакевич не глуп. Он имеет представление о людях: о гимназистках и о соседях и глубоко убежден, что все продается и все покупается. Он понимает незаконность сделки Чичикова и поэтому заломил ему такую цену за умерших крестьян, что на нее купить можно было одного живого, да еще расхваливал, рассказывал, каким замечательным плотником был один, другой – каретником. Собакевич все – таки умудрился, торгуясь, выручить приличную сумму, да еще и обмануть Чичикова, записав вместо мужчин женщин. «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в аду», - заключает о нем Гоголь.
А Чичиков путешествует дальше. У Собакевича вдали он услышал об имени Плюшкина, что у того души, как мухи мрут, поэтому Чичиков решил заглянуть к Плюшкину. Этот персонаж как бы завершает портретную галерею помещиков. Тоской проникнуто описание его деревни. Барский дом похож на огромный могильный скелет, только бурно растущий сад напоминал о жизни, но и он был запущен и от него веяло упадком. Встретив фигуру в засаленном халате, Чичиков долго не мог понять, мужик перед ним или баба. А ведь совсем еще недавно при жизни его жены Плюшкин был одним из образованнейших людей, умелым хозяином и деликатным человеком. Нетрудно догадаться, что делала его таким жена. Она и следила за хозяйством. А теперь он превратился в раба вещей, но не в их хозяина. Он утратил представление о предметах, перестал отличать вещи от хлама. Поэтому Плюшкин губит сукна, зерна, муку, но бережет кулич, который дочь привезла ему на Пасху в прошлом году. Проникнув уважением к Чичикову за то, что его налоги так волнуют гостя, Плюшкин собрался угостить Павла Ивановича этим самым куличом и испытывает настоящий восторг из – за того, что заезжий «добрый» господин отказывается от щедрого угощения. Любого читателя поражает сцена, когда Плюшкин ищет бумагу, чтобы записать на ней фамилии умерших крестьян, за которых ему все еще приходится платить налоги. Среди привычного хлама когда – то валялась у Плюшкина четвертина листа бумаги, и вот она исчезла, и помещик объявляет в воровстве свою ключницу Мавру. Та, оправдываясь, не грешит излишней вежливостью. Но вся эта сцена дана для того, чтобы показать деградацию помещика, потому что во время спора окончательно теряется граница между безграмотной крепостной крестьянкой и образованным помещиком. Писатель приводит нас к мысли, что постепенно происходит распад человеческой личности. Плюшкин порвал все связи с окружающим миром. Такой человек не имеет права быть хозяином имения, потому что «крестьяне у него, как мухи мрут» и для него Н.В. Гоголь находит единый афоризм, называя его «прорехой на человечестве».
Постепенно, от героя к герою, от персонажа к персонажу Гоголь обнажает преступную жизнь чиновничьей верхушки и их хозяев «дворянских гнезд». Неожиданно читатель понимает, что название произведения символично, так как действует в нем одни лишь мертвые души. Ими являются отнюдь не умершие крестьяне, а вполне реальные представители господствующего класса.