Давным-давно в городе Петербурге жил бедный чиновник. Больше всего на свете он любил птичью охоту и самой сокровенной его мечтой было купить хорошее ружье работы знаменитого парижского мастера Лепажа. Но ружье это стоило двести рублей ассигнациями — сумма для небогатого чиновника совершенно несметная.
Все-таки он скопил эту сумму. Скопил с колоссальном трудом, отказывая себе в самом необходимом, перегружая себя сверхурочной работой. И, купив ружье, счастливый, отправился в маленькой лодке охотиться на финский залив. Драгоценное ружье лежало на носу лодки, а он сам находился в таком самозабвении, что не заметил, как густой тростник стянул ружье в воду и оно утонуло.
Потеря ружья произвела на чиновника такое страшное действие, что он слег и чуть было не умер. От смерти его спасли товарищи, которые, узнав про его беду, собрали ему двести рублей.
История эта как-то была рассказана в одной компании, и все, слушая ее, дружно смеялись. Не рассмеялся только один из присутствующих. Это был Николай Васильевич Гоголь.
Спустя некоторое время он написал повесть “Шинель”.
Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин — тоже бедный чиновник, и он тоже одержим несбыточной при его бедности мечтой. Разница лишь в том, что он мечтает не о дорогом ружье, а о новой шинели. И так же, как счастливый обладатель ружья теряет его в первый же день, Акакий Акакиевич лишается своей шинели в первый же вечер.
Но в жизни все кончилось благополучно, а в повести Гоголя — самым трагическим образом. Потрясенный потерей, Акакий Акакиевич умирает.
Преобразуя по-своему то, что случилось в жизни, Гоголь “проводит свою идею”. Гоголевский Акакий Акакиевич, если уж слишком невыносимой казалась ему та или иная шутка его сослуживцев, произносил одну и ту же фразу: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. Фраза эта так пронзила сердце одного из насмешников, что, как пишет Гоголь, “долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” — и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”. И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке “бесчеловечья”, как много свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...”
Вот к чему стремился в своей повести Гоголь. Он хотел, чтобы слова бедного Акакия Акакиевича проникли в самое черствое, самое жестокое сердце. Он хотел растревожить читателя, потрясти, его душу ужасом перед жестокостью и несправедливостью жизни.
Гоголь хотел открыть читателю всю правду жизни.
Рассказывая историю создания повести, можно привлечь и некоторые факты биографии писателя. Известно, что “Шинель” Гоголь создавал дважды. Вернувшись в 1839 году из путешествия по Европе (Германия, Швейцария, Франция) на родину по семейным делам, он уже в 1840 году уехал снова в Италию, где чувствовал себя особенно хорошо. По пути Гоголь задержался в Вене, где пережил творческий подъем после краткого пребывания на родине. Здесь он за полтора месяца написал три новые главы “Мертвых душ”, переработал “Тараса Бульбу” и заново создал повесть “Шинель”, начатую им ранее.
“Шинель” — последняя петербургская повесть Гоголя, которая примыкает к ранним повестям этого цикла, но отличается от них глубиной развития темы. В образе Башмачкина повседневная жизнь мелких чиновников столицы получила полное, разностороннее и объективное отражение.
Героем повести Гоголь сделал “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... даже не обратившее на себя внимание и естествоиспытателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп”. В “Шинели” писатель поставил задачу вызвать сочувствие к забитому маленькому труженику, крошечному винтику в огромной бюрократической машине.
Одновременно он выступает против тех, кто распоряжался судьбой маленьких людей, подобных “вечному титулярному советнику Башмачкину”. Обратите внимание на то, что “значительное лицо” изображено Гоголем в сатирическом плане, с оттенком едкой иронии, тогда как Акакий Акакиевич, несмотря на наличие некоторых комических черт и общую сниженность тона в его обрисовке, вызывает глубочайшее сожаление и сочувствие. И когда эта жалкая фигура вырастает в карающего мстителя, читатель удовлетворен, так как торжествует справедливость.
Замечательной чертой повести “Шинель” является глубочайшая реалистичность изображения.
Даже концовка повести — появление мертвеца Акакия Акакиевича,— несмотря на свою фантастичность, имеет реалистическую направленность. Говоря о неоднократных появлениях мертвеца, писатель иронически заявляет: “Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы. Оно же показало такой кулак, какого и у живых не найдешь”
В повести “Шинель” дан обобщенный образ бедного чиновника. Сквозь теплый юмор, пронизывающим всю повесть, сквозь жалость к “человеку-брату”, как бы ми был он убог, смешон, проступает у Гоголя глубоко выстраданный протест моралиста против “бесчеловечья и человеке” и обличение чиновно-бюрократического удушья в русской жизни. Герцен назвал повесть “Шинель колоссальным произведением”. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”,— высказывался Достоевский, художник, изображавший мир “униженных и оскорбленных, подчеркнув тем самым морально-гуманистическую направленность повести и великую силу таланта Гоголя - реалиста, раскрывшегося со всей полнотой в его крупнейших произведениях — комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души”.
В “Петербургских повестях” Гоголь обратился к миру социальных отношений чиновно-буржуазного, дворянского Петербурга, к жизни петербургской бедноты, к обитателям столичных углов и увидел здесь унижение бедняка, оскорбление его чести, его одиночество. В несчастье Акакий Акакиевич Башмачкин не нашел сочувствия у посторонних людей — собственно в этом источник его трагической смерти.
Гоголь протестует против ненормальных социальных отношений, унижающих достоинство простого человека.
В образе своего героя писатель показал поистине трагическую жизнь незаметного человека, безмерно униженного, бедного, забитого, духовно искалеченного и ограбленного “значительными лицами”. “Ревностно”, “с любовью” трудится бедный петербургский чиновник.
Гоголь показывает, как канцелярский формализм Петербурга 30 -х. годов калечил людей нравственно, обезличивал их, лишал человеческих интересов, превращал в покорных слуг буквы и бумаги. В “Петербургских повестях” Гоголь встает на защиту маленького человека против общественной несправедливости, порицает общественные порядки, угнетавшие человека. Продолжая и развивая то, что наметил Пушкин в образе станционного смотрителя, Гоголь в своей идейной защите бедного чиновника возвышается до настоящего пафоса гуманности.
Впервые появившись в печати в “Собрании сочинений”, выпущенном в 1842—1843 гг., когда складывалось вокруг Белинского новое творческое содружество русских писателей, названное затем “натуральной школой”, “Шинель” ответила на их идейные и творческие запросы и стала как бы знаменем этой школы.
Воспросы по повести "Шинель" с ответами
1. Какова история создания повести Гоголя "Шинель"?
Повесть «Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н.В. Гоголя, вышедшем в 1842г. Она относится к циклу петербургских повестей.
«Замысел повести родился не сразу. В середине 30-х годов при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья… В первый раз, на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою. Он находился в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос лодки, не увидел своей покупки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он проплывал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только благодаря товарищам, узнавшим о происшествии и купившим ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице…
Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью повести его «Шинель», и она заронилась в душу в тот же самый вечер», - из воспоминаний Анненкова Павла Васильевича, известного литературоведа.
2. Что такое анекдот? Похожа ли повесть Гоголя на тот анекдот?
Случай, приключение, происшествие; смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.
Мы видим теперь, прочитав повесть, насколько отошел Гоголь от «канцелярского анекдота», но зерно его, конечно, сохранилось.
3. Каков сюжет произведения "Шинель" Гоголя?
Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.
4. Какова главная тема повести «Шинель»?
Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема «маленького человека».
5. Герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу под именем «маленького человека». Как вы понимаете это словосочетание? Запишите.
Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
6. В каких произведениях мы встречались с темой «маленького человека»?
В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». Гоголь также развивает традиции великих русских писателей в изображении «маленького человека».
Анализ произведения "Шинель" Гоголя
- Давайте подробнее познакомимся с главным героем повести. Кто он?
Башмачкин Акакий Акакиевич
- Как было дано имя герою?
При рождении ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные – Хоздазат, Варахасий, Павсикахий, так что назвали его в честь отца «Акакий» – не делающий зла, незлобивый, невинный.
- Каждое имя несёт определённый смысл. Подумайте: случаен ли выбор имени героя? (Герой повести при рождении получил неблагозвучное, странное даже для того времени имя. Его назвали так же, как звали отца. И это символично. По народному представлению, имя – это судьба. Сын является продолжателем доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника. Когда ребенка окрестили, он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярным советником).
Обратите внимание: Титулярный советник – чин 9 класса (всего14), низший чин гражданской службы. А о чём говорит фамилия «Башмачкин»?
Фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском. Герой повести даже не “Башмаков”, в фамилии Башмачкин нет солидности, силы, твёрдости характера, кажется, что человек, наделенный такой фамилией, какой -то мягкий, маленький, беззащитный.
Давайте послушаем рассказ Акакия Акакиевича о себе.
- Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я не обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…
- Опишите портрет Акакия Акакиевича
Башмачкин низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и бледным или серым цветом лица. Акакий Акакиевич тихий, незаметный, никому не мешающий, любящий свое дело чиновник.
- В каком департаменте служил Башмачкин?
В одном. Название департамента не указывается.
Обратите внимание: Департамент - подразделение министерства или Главного управления.
- Почему автор не называет департамента, а в самом начале повести и имени чиновника?
Мы читаем в повести: “…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент… этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.
- Что могло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники? Статский (штатский) — высший гражданский чин.
Награды
- Найдите в тексте строки об этом и прочитайте. В чем смысл этих строк?
Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, попал бы в статские советники, но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлице да нажил геморрой в поясницу.
Гоголь вновь обращает внимание на несправедливое отношение к маленькому человеку, который не умеет за себя постоять и по натуре своей не честолюбив).
- Каков быт Акакия Акакиевича?
Одежда, еда с мухами.
- Назовите место действия в повести.
Петербург
- Петербург, город-символ, равнодушный к человеку. Что мы узнали о нем в повести?
Петербург – губитель душ, город, где процветает пошлость. Петербург является полноправным героем повести, миром чиновников, в котором развивается конфликт произведения. Тема “маленького человека” родилась в Петербурге. Именно петербургский климат ускорил смерть героя. Гоголь делает город участником и причиной происходящих событий.
- Какое насекомое в повести упоминается дважды?
Муха, с ней сравнивается главный герой.
- В чем смысл этого сравнения? Где мы впервые с ним встречаемся?
Первое сравнение встречаем в начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому человеку» в департаменте, где он служил: «В департаменте ему не оказывалось никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Этим сравнением Гоголь подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, а существо низшее, вроде насекомого.
- Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев. Коллег. И если уж сторожа смотрят на тебя как на пустое место, это говорит о многом. Как считаете, только ли это характеристика героя?
Нет, это скорее всего характеристика его сослуживцев: Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, рассказывали про него истории, сыпали на голову ему бумажки, никто не видел в нем человека. Начальство поступало с ним холодно-деспотически, прямо под нос совало ему бумаги, не сказав даже, что нужно переписать.
- Каков Башмачкин на службе?
Башмачкин вполне доволен своим положением, трудится самозабвенно и с удовольствием. Переписывание канцелярских бумаг доставляет ему наслаждение, занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. Мы читаем, что Акакий Акакиевич «ничего не видел, кроме строчек», «не придавался никакому развлечению», «он давно разучился думать».
- Какие качества героя автор дает крупным планом?
Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия, также автор показывает кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка, христианское смирение.
Качества А.А. Башмачкина
1. Положительные: кротость, душевное незлобие, безропотное терпение.
2. Отрицательные: ограниченность, скудность интересов, неспособность мыслить, косноязычие.
Объясните значение слов.
Косноязычие - невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.
Скудный - недостаточный, убогий (в 1 знач.). Скудные средства. Скудная степная растительность. Скудно (нареч.) обставленная комната.
- Что вас удивило в характере главного героя?
Не смотря на то, что все плохо к нему относились, меня поразила человечность Акакия Акакиевича, которая проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбии, сознании служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже забывал о том, что нужно позаботиться о личном уюте и о пище. Он не виноват в том, что его труд бесплоден, в этом повинна бюрократическая система.
- Найдем в тексте эпизод о молодом чиновнике и прочитаем.
Башмачкин произносит слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?.. в этих проникающих словах звенели другие слова: Я брат твой». Знаменательные слова пронзили только одного молодого человека, который в этих словах услышал заповедное слово о любви к ближнему.
Много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей).
- Какую роль в повести играет этот эпизод? К какому выводу мы приходим?
Автор показывает, что молодой чиновник проникся жалостью к Башмачкину. Значит в изображении Гоголя Акакий Акакиевич хотя и выглядит комически, но он не вызывает смех, и автор не смеется над ним, а вызывает сострадание к герою как к обездоленному и униженному человеку.
- Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?
Приобретение новой шинели.
- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?
Конечно, необходимость, так как «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновников»
- «подруга жизни Башмачкина»
Шинель
- Какие ещё определения шинели встречаются в повести?
Старая шинель: утратила столь благородное имя, названа капотом, серпянкой; новая – вечная идея, подруга жизни, светлый гость. Башмачкин видит в ней защитницу, заступницу в этом холодном мире.
Старая шинель - капот, серпянка;
Новая шинель – вечная идея, подруга жизни, светлый гость.
- Какой мех был выбран на воротник шинели?
Кошка
- От чего пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?
Забота о новой шинели связана с большим материальным напряжением, герою пришлось голодать 2-3 месяца. Акакий Акакиевич перестал пить чай; идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы»; приходя домой, сразу снимал белье и сидел в ветхом халате.
- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели?
Скудная духовная жизни Акакия Акакиевича наполнилась новым содержанием. Существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты произошла в герое: он стал живее и тверже характером, как человек, имеющий определенную цель в жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голове мелькали дерзкие и отважные мысли. Правда, эта дерзость не простирается дальше намерения положить на воротник куницу. Но и это подчеркивает всю трудность для обезличенного чиновника проявить свою самостоятельность.
- И вот шинель готова. Какие перемены вносит появление новой шинели в жизнь героя?
Статус Акакия Акакиевича в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам, его даже приглашают на вечеринку по поводу его новой шинели.
- Какое событие является кульминационным в повести?
Сцена катастрофы в жизни Башмачкина - воровство шинели; апатичный и всегда робкий Акакий Акакиевич переживает здесь сильное потрясение. Он очень меняется: мчится, возмущается, причина его оживления ужас, на смену ему приходят ещё больший страх и оцепенение.
- Фрагмент «Башмачкин у Значительного лица», в котором Акакий Акакиевич пытаться возразить что-то Значительному лицу, при этом донести свою боль и достучаться до его души. Легко ли быть просителем? Вам нравится о чем-либо просить близких, знакомых?
- Почему у Значительного лица нет ни имени, ни фамилии?
Значительное лицо такой же винтик, как и Акакий Акакиевич, только на другой ступеньке.
- Гоголь иронизирует и над Башмачкиным, и над значительным лицом. Чем отличается смех автора?
Существует мягкий незлобный смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений - это юмор. А у Гоголя мы видим скрытую насмешку, это тоже один из видов юмора, но с чувством грусти, сожаления – это ирония.
- Вид юмора, скрытая насмешка, смех с чувством грусти, сожаления.
Ирония.
- В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
Второй раз мы встречаем сравнение героя с мухой в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп». Особый драматизм этой ситуации заключается в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.
- С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не дает утешительной развязки, не успокаивает совесть читателя, выбирая фантастическую форму.
И эта фантастичность своей таинственностью усиливает гуманистическую идею повести.
- Как вы понимаете значение слова гуманизм?
Человеколюбие.
Значит страницы повести Гоголя пробуждают в читателе чувство любви к людям. Именно поэтому в каждом персонаже, даже в значительном лице, автор отыскивает какие-либо хорошие человеческие качества.
- Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
Жалости, сострадания. Гоголь помог нам уйти от равнодушия.
- Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Акакия Акакиевича?
- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?
- Чему учит Гоголь?
Писатель учит человеколюбию.
Н.В. Гоголь напомнил читателям, которые привыкли восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
Обратимся к эпиграфу нашего урока словам Н. Г. Чернышевского.
Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
И это так. И мы с вами должны помнить о несчастных и обездоленных, о маленьких людях и по мере возможности помогать им.
Рефлексия
- Назовите фамилию главного героя (Башмачкин)
- Назовите основную черту характера героя, которая позволила ему жить в таком жестоком мире? (скромный)
Назовите основную черту характера, которую вы осуждаете. (неряшливый)
- Опишите три поступка Башмачкина, которые его характеризуют (Работает, страдает, умирает)
Конечно, нельзя сказать, что "маленький" человек - Башмачкин с богатым внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть счастливым.
– это фраза из 4-х слов, выражающая ваше отношение к герою. (Жил в своём мире)
- В итоге для вас Башмачкин... (Жертва)