Маяковский – поэт революции и прежде всего сатирик. Сначала Маяковский рисовал плакаты и писал агитки в окнах РОСТА, которые стали образцами «альбомной лирики», помогающей «выволочь республику из грязи», например:
«Болтливость – растрата рабочих часов
в рабочее время – язык на засов»
«Товарищи люди, будьте культурны
на пол не плюйте, а плюйте в урны».
В мае 1922 года вышла брошюра «Маяковский издевается. Первая книжица сатиры», которая открывалась стихотворением «О дряни».
«Подёрнулась тиной советская мешанина
И вылезло из – за спины РСФСР мурло мещанина».
В мещанстве Маяковский видел главную опасность для завоеваний революции. Маяковский выступает против обывательщины, которую не волнуют общие проблемы (портрет Маркса на стенке, котелок на «Известиях» греется, под потолком пищит оголтелая канареица, - мечты героев). Эти мысли и настроения об обывателе, который притих в эпоху военного коммунизма («Мы только мошки, мы ждём кормёшки»), а теперь стал поднимать голову и приспосабливаться к новым условиям жизни. Слышатся ненависть и негодование:
«Скорее головы канарейкам сверните – чтоб коммунизм канарейками не был побит!».
Объектом критики являлось всё, что способствовало продвижению страны вперёд.
В «Известиях» 1922 года пишет «Прозаседавшиеся». С издёвкой и гротескной форме поэт рисует бесконечные хождения по инстанциям, продолжая традиции Салтыкова – Щедрина. Гипербольный эффект достигнут с помощью обыгрывания разговорной метафоры: «Так занят, что разрываюсь на части». Поэт заставляет фантастически разорваться бюрократов и чиновников:
«И вижу, сидят людей половины. О, дьявольщина! Где ж половина другая?»
А все разъясняется спокойным голосом секретаря: «Они на двух заседаниях сразу».
Абсурдно и объединение Тео и Гуконе (театральное общество и гужевое коневодство), нелепы и решения там же – о покупке склянки чернил Губкооперативом. Это стихотворение против бюрократизма заключающиеся призывом:
«О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний».
В 26 – 32 годах преобладают стихотворения фельетоны, которые созданы на основе писем. Тематика разнообразна - обличение эгоизма, мещанского индивидуализма, самодовольства, чиновников. Беспомощность высших, пошлость и глупость тогдашних поклонников моды:
«Для сморкания пальчики, для вида платочек.
Торчит из кармана мальчика кружевной уголочек».
Развит и углублен этот персонаж в комедии «Клоп» в образе Петра Присыпкина (Пьер Скрипкин). Обличает Маяковский и такие типы людей как служака, подхалим, доносчик, трус:
«Ухо в метр — никак не менее — за начальством ходит сзади, чтоб, услышав ихнье мнение, завтра это же сказать им». («трус»).
Все типы помпадуров, чиновников Маяковский списывает с конкретных лиц. Отдав все силы молодость борьбе за коммунизм Маяковский остается поэтом своей эпохи.