В 2021 году для итоговых сочинений на ЕГЭ озвучены направления:

«Забвению не подлежит»
«Я и другие»
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
«Время перемен»
«Разговор с собой»

По каждому направлению будет выдано по одной теме, ученик сможет выбрать одну, более близкую себе, и писать по ней сочинение. Не менее 350 слов (это примерно 70 рукописных строк или 4-5 страниц тетради в линейку) за почти 4 часа - обычные рамки для итогового сочинения. Формируем позицию, доказываем ее, грамотно излагаем, и зачёт у вас в кармане. Важно не просто рассуждать, а подкреплять свои рассуждения фактами или цитатами из художественной литературы или истории.

Как формулируются темы сочинений на ЕГЭ?

Тема-вопрос. Содержание сочинения предполагает ответ на этот вопрос. Уходить от заданного вопроса в сторону очень опасно. Подменить его другим — тоже неправильно. Подумайте, какой ответ дать, как его аргументировать, вспомните, есть ли другие мнения по этому поводу.
Тема-провокация предполагает дискуссию, диалог с воображаемым оппонентом — здесь важно доказать свою точку зрения.
Тема-понятие. От того, как ученик трактует понятие, зависит его успех на испытании. Поэтому так важно раскрыть значение ключевой фразы, объяснить ее и представить свое толкование. А после перейти к углублению и раскрытию темы.
Тема-цитата. Это могут быть две точки зрения — пересечение мнения автора цитаты и точки зрения ученика. В таком сочинении тоже, безусловно, есть место диалогу.

В этом году направления тем итогового сочинения призваны анализировать собственную жизнь выпускника. Но импульс для выражения этих мыслей дает художественное произведение.

Точные темы останутся для всех сюрпризом, но аналитики уже подготовили их список. Темы будут различны в зависимости от региона, так что москвичам спрашивать сибиряков, какая была тема, бесполезно. Учитывая опыт учителей с итоговыми сочинениями прошлых лет, список тем довольно точен, и на ЕГЭ вам попадется одна из них.

Выберите более близкое вам направление из списка, чтобы посмотреть, какие будут темы по нему и какие книги нужно прочитать, чтобы успешно написать сочинение:

В 2021 году для итоговых сочинений на ЕГЭ озвучены направления:

«Забвению не подлежит»
«Я и другие»
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
«Время перемен»
«Разговор с собой»

По каждому направлению будет выдано по одной теме, ученик сможет выбрать одну, более близкую себе, и писать по ней сочинение. Не менее 350 слов (это примерно 70 рукописных строк или 4-5 страниц тетради в линейку) за почти 4 часа - обычные рамки для итогового сочинения. Формируем позицию, доказываем ее, грамотно излагаем, и зачёт у вас в кармане. Важно не просто рассуждать, а подкреплять свои рассуждения фактами или цитатами из художественной литературы или истории.

Как формулируются темы сочинений на ЕГЭ?

Тема-вопрос. Содержание сочинения предполагает ответ на этот вопрос. Уходить от заданного вопроса в сторону очень опасно. Подменить его другим — тоже неправильно. Подумайте, какой ответ дать, как его аргументировать, вспомните, есть ли другие мнения по этому поводу.
Тема-провокация предполагает дискуссию, диалог с воображаемым оппонентом — здесь важно доказать свою точку зрения.
Тема-понятие. От того, как ученик трактует понятие, зависит его успех на испытании. Поэтому так важно раскрыть значение ключевой фразы, объяснить ее и представить свое толкование. А после перейти к углублению и раскрытию темы.
Тема-цитата. Это могут быть две точки зрения — пересечение мнения автора цитаты и точки зрения ученика. В таком сочинении тоже, безусловно, есть место диалогу.

В этом году направления тем итогового сочинения призваны анализировать собственную жизнь выпускника. Но импульс для выражения этих мыслей дает художественное произведение.

Точные темы останутся для всех сюрпризом, но аналитики уже подготовили их список. Темы будут различны в зависимости от региона, так что москвичам спрашивать сибиряков, какая была тема, бесполезно. Учитывая опыт учителей с итоговыми сочинениями прошлых лет, список тем довольно точен, и на ЕГЭ вам попадется одна из них.

Выберите более близкое вам направление из списка, чтобы посмотреть, какие будут темы по нему и какие книги нужно прочитать, чтобы успешно написать сочинение:

Забвению не подлежит

Я и другие

Между прошлым и будущим

Время перемен

Разговор с собой

Список литературы по направлениям

1. Темы сочинений по направлению «Забвению не подлежит»

Скорее всего будет тема Великой Отечественной войны, поскольку только что отметили 75-летие Победы, пролистайте соответствующие произведения. 

Все эти темы по своей сути - одно и то же. Аргументируем, почему нельзя забывать прошлое - военные события, науку, культуру (чтобы не повторять ошибок предков, чтобы воздать им честь за их подвиги и т.д)

  1. Никто не забыт, ничто не забыто.
  2. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  3. Почему важно помнить прошлое?
  4. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  5. «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
  6. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  7. Почему тема войны не уходит из литературы?
  8. Забвение есть измена.
  9. Забвение стирает, память преображает.
  10. Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
  11. Что такое «эхо войны»?
  12. Как исторические события влияют на судьбу человека?
  13. «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен». Как Вы понимаете эти слова Лао Цзы?
  14. Согласны ли Вы со словами: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке» (Генрик Ибсен)?
  15. Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
  16. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
  17. Как судьба человека связана с историей народа?
  18. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
  19. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
  20. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  21. Как Вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
  22. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»?
  23. Согласны ли Вы с фразой Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
  24. Какова роль исторических памятников?
  25. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  26. Как произведения искусства становятся бессмертными?
  27. Какие личности остаются в истории?
  28. Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?

Произведения по направлению «Забвению не подлежит»

А. Ахматова «Реквием»
рассказ В. Астафьева из сборника "Затеси" "Поросли окопы травой"
легенда о манкуртах из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день...»
А. Блок «Двенадцать» 
М. Булгаков «Собачье сердце»
Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»
Э. Веркин "Облачный полк"
Е. Водолазкин «Дом и остров»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» 
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А. Платонов «Котлован» 
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А. Фадеев «Разгром» 
М. Шолохов «Тихий Дон».
М. Шолохов «Судьба человека» 
М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)