Уже с первого класса у родителей могут возникнуть вопросы, как выполнять домашнее задание с ребенком. В век современных технологий ответ прост: заглянуть в готовые домашние задания к нам на 7 гуру. К примеру, тетрадь по русскому языку за первый класс Климановой по программе "Перспектива". Вроде бы, ничего сложного быть не должно, но в современных тетрадях, порой, вопросы поставлены двусмысленно, и затрудняешься без подсказки понять, что имел в виду автор, и дать правильный ответ.  Все вышесказанной можно отнести и к рабочей тетради по русскому языку по программе Перспектива, автор Климанова.

Рабочая тетрадь по русскому языку идет после тетрадей "Мой алфавит" и "Пиши красиво". Дети уже изучили, как пишутся буквы, и приступили к изучению основных правил орфографии: заглавная буква в именах собственных, написание безударных гласных и так далее. Все это разберем подробно в нашем решебнике.

Для вас ГДЗ с правильными ответами к этой тетради. Ответы по современным требованиям (2021 год!). В частности, обратите внимание, что по новым правилам точка после заголовков не ставится даже в начальной школе (раньше ставили). Есть и другие мелочи, к примеру, деление на слоги по новым правилам.

Ответы к тетради "Русский язык" Климанова по страницам:

Уже с первого класса у родителей могут возникнуть вопросы, как выполнять домашнее задание с ребенком. В век современных технологий ответ прост: заглянуть в готовые домашние задания к нам на 7 гуру. К примеру, тетрадь по русскому языку за первый класс Климановой по программе "Перспектива". Вроде бы, ничего сложного быть не должно, но в современных тетрадях, порой, вопросы поставлены двусмысленно, и затрудняешься без подсказки понять, что имел в виду автор, и дать правильный ответ.  Все вышесказанной можно отнести и к рабочей тетради по русскому языку по программе Перспектива, автор Климанова.

Рабочая тетрадь по русскому языку идет после тетрадей "Мой алфавит" и "Пиши красиво". Дети уже изучили, как пишутся буквы, и приступили к изучению основных правил орфографии: заглавная буква в именах собственных, написание безударных гласных и так далее. Все это разберем подробно в нашем решебнике.

Для вас ГДЗ с правильными ответами к этой тетради. Ответы по современным требованиям (2021 год!). В частности, обратите внимание, что по новым правилам точка после заголовков не ставится даже в начальной школе (раньше ставили). Есть и другие мелочи, к примеру, деление на слоги по новым правилам.

Ответы к тетради "Русский язык" Климанова по страницам:

4

Ответы к странице 4. В мире общения

— Друзья! Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? Можно ли общаться без вежливых слов? Как вы считаете?

1. Соотнеси рисунки и предложения. Подчеркни вежливые слова. К кому они обращены?
— Здравствуйте, Мария Петровна!
— Доброе утро, мама!
— Привет, Саша!

2. Допиши предложения. Не забудь поставить знак в конце предложения.

Доброе утро, дети!
Привет, Андрей!

5

Ответы к странице 5

3. Прочитай и запиши вежливые слова в таком порядке: благодарность, прощание, извинение. Как назвать слова, которые остались?
Спасибо, до свидания, извините, большое спасибо, добрый вечер, пока, всего доброго, простите, добрый день.

Спасибо, большое спасибо.
До свидания, пока, всего доброго.
Извините, простите.

4. Прочитай загадку В. Голяховского. Угадай слово. Что оно обозначает?
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Какие вежливые слова ты чаще всего используешь в общении? Запиши.
Большое спасибо, спасибо, благодарю, пожалуйста, извините, простите.

Спасибо, пожалуйста, извините, простите.

6

Ответы к странице 6

5. Допиши предложения. Объясни употребление заглавных букв и точки в конце. Подчеркни буквы мягких согласных во втором предложении.

Сергей Михалков написал весёлые стихи про дядю        Стёпу       .
Я люблю читать стихи, басни и сказки Сергея   Михалкова     .

6. Прочитай отрывок из сказки К. Чуковского.
                 ***
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
Спиши слова зайчаток. Как называются такие предложения?

Нельзя ли прислать перчатки?
Вопросительные предложения.

Подчеркни слова, которые можно отнести к письменной речи.

Записка, рассказ, телеграмма, беседа, письмо, разговор, стихотворение.

7

Ответы к странице 7

7. Какой речью ты лучше умеешь пользоваться: устной или письменной?
Закончи предложение.
Я хорошо умею    |   говорить слушать читать писать

Я хорошо умею
читать и писать.

8. Попробуй написать записку для своей мамы. Не забудь начать её с обращения к маме.

Мамочка, я поел и сделал уроки. Я буду гулять во дворе. Твой сын.

9. Прочитайте пословицы. Выберите и спишите одну из них, подумайте над её значением.
Слово пуще стрелы разит. Слушай больше, говори меньше. Умные речи приятно слушать. Лишнее слово до стыда доводит. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Слово пуще стрелы разит.

8

Ответы к странице 8

10. Выпиши приветствие из стихотворения С. Есенина. Поставь знак препинания в конце.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

"С добрым утром!"

11. Спиши строку из стихотворения С. Дрожжина. Подчеркни гласные.
Привет тебе, мой край родной!

Привет тебе, мой край родной!

12. Спиши первое предложение. Подчеркни название своей страны.
Моя семья живёт в России.
Мы говорим на русском языке.
Я люблю русский язык.

Моя семья живёт в России.

9

Ответы к странице 9.  Слово и его значение

1. Заполни звуковые схемы, запиши слова. Сравни: звучание, значение и написание слова; твёрдость ([θ]) и мягкость ([(∼)]).

θОθ    θОθ   θОθО   θОθО
мак    рак    козы     роза

(∼)О(∼)Оθ  (∼)ОθθО    (∼)ОθθО
   мячик         кепка       репка

2. Какое слово надо вставить в каждое предложение? Что оно обозначает?
         пар ки мар

Миша собирает     марки.         
В городе открылись    парки.

10

Ответы к странице 10

3. Прочитай строки из сказки А. С. Пушкина и запиши по памяти.
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

4. Составь из слов пословицу. С чем сравнивается значение слова?
Слова, пустые, что, без, орех, ядра.

Пустые слова, что орех без ядра.

5. Заполни звуковые схемы. Сравни слова по звучанию и значению. Какое из двух слов ты допишешь?

(∼)О(∼)О(∼)(∼)О           (∼)О(∼)О(∼)(∼)О

Дети собирали в лесу    лисички.

11

Ответы к странице 11

6. Прочитай диалог Ани и Вани. Спиши слова, близкие по значению.
— Как надо встречать гостей?
— Вежливо, учтиво, приветливо.

Вежливо, учтиво, приветливо.

7. Соотнеси рисунки и предложения. Спиши их.
Друзья приветливо встретили Катю.
Они любезно пригласили её в дом.

Друзья приветливо встретили Катю.
Они любезно пригласили её в дом.

8. Составьте предложение, выбрав одно из слов, близких по значению. Запишите предложение. 
            мёрзнет зябнет
Осинка, дрожит на ветру.

Осинка, зябнет на ветру.

12

Ответы к странице 12

9. Запиши пары слов, близких по значению.
азбука — огонь — отец — пища — воин — |  солдат алфавит папа пламя еда

азбука — алфавит
огонь — пламя
отец — папа
пища — еда
воин — солдат

10. Прочитай начало детского стихотворения В. Маяковского. Выпиши слова с близким и противоположным значением.
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?

Крошка - кроха.
Хорошо - плохо.

13

Ответы к странице 13. Имя собственное

1. Прочитай строки из стихотворения А. Барто. Выпиши имена собственные. Подчеркни заглавную букву в именах детей.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Аси, Васи, Маруси, Петровы.

2. Назови имена и фамилии детей с данными слогами. Напиши.

Ва - Вася          Ве - Вера
Во - Вова          Ви - Вилкин
Ва - Васильев   Ве - Веня
Во - Волков       Ви - Витя

14

Ответы к странице 14

3. Выпиши имена собственные.
Моя мама — Ирина Петровна. Она доктор. Отца зовут Иван Степанович. Он строитель. Меня зовут Игорь Свиридов.

Ирина Петровна, Иван Степанович, Игорь Свиридов.

Можно ли узнать отчество мальчика?

Иванович

4. Впишите в предложения имена собствен ные из рамок.
Белка Днепр Стрелка Смоленск

Собаки      Белка   и   Стрелка      летали в космос.
На берегах реки    Днепр   
стоит город    Смоленск.

15

Ответы к странице 15

5. Выпиши сначала клички собак, а потом клички кошек.
Барсик, Альма, Пушок, Трезор, Бобик, Мурзик, Барбос.

Альма, Трезор, Бобик, Барбос.
Барсик, Пушок, Мурзик.

6. Зрительный диктант. Прочитай имена собственные. Закрой их листом бумаги и напиши, а потом проверь. Сравни [(∼)] и [θ].

Ваня — Иван           Ваня — Иван   
Боря — Борис         Боря — Борис  
Маша — Мария       Маша — Мария     

7. Почему одно из выделенных слов написано с заглавной буквы, а другое — со строчной? Объясни.
Коля и Поля собирали цветы в поле.

В в В в   К к К к   Н н Н н
Коля и Поля собирали цветы в поле.

16

Ответы к странице 16

8. Прочитай текст. Озаглавь его. Напиши заголовок. Вставь в текст имена собственные.

                        Котята
   У Мурки родились котята. Мы дали им
клички:  Мурзик, Барсик, Пушок.
   Котята спят на коврике. Кошка   Мурка
кормит котят молоком.

Слова для выбора: Пушок, Барсик, Мурзик; Белый, Чёрный, Серый.

9. Прочитайте диалог лисы и кота из сказки, выпишите предложение с именем собственным. Подчеркните заглавные буквы.
— Скажи, добрый молодец, как тебя по имени величать?
А кот и отвечает:
— Зовут меня Котофей Иванович, я прислан к вам из сибирских лесов...

— Зовут меня Котофей Иванович, я прислан к вам из сибирских лесов...

17

Ответы к странице 17

10. Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши предложение из четырёх слов.

                    Рыжуха

У Рыжухи заболела нога. Врач лечит Рыжуху. Рыжуха мычит. Жалко Рыжуху!

У Рыжухи заболела нога.

11. Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака «Пожар». От чего мама предостерегала дочку?
         ***
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!
Напиши, как назвала мама свою дочку и как тебя называет мама.

Леночка, Ника.

18

Ответы к странице 18

12. Впиши в клеточки названия городов России. Прочитай слово, которое получилось по вертикали. Напиши его. С какой буквы надо писать это слово?

1. Можайск
2. Орёл
3. Саратов
4. Курск
5. Вологда
6. Анапа

1. Можайск 2. Орёл 3. Саратов 4. Курск 5. Вологда 6. Анапа

Москва

В России много больших и красивых городов. Москва — главный город страны.

Москва — главный город страны.

13. Напиши, в каком городе (селе) ты живёшь.

Я живу в   городе Екатеринбурге.

19

Ответы к странице 19. Группы слов

1. Прочитай слова. Подбери слова с общим значением к каждой группе.

Лилия, роза, незабудка — это         цветы       .
Павлин, сокол, соловей — это      птицы          .
Заяц, волк, лиса — это      звери                     .

Выпиши слова, отвечающие на вопросы кто? что? Напиши по два слова из каждой группы.

Кто?  Волк, заяц.
Что?  Лилия, роза.

2. Напиши слова-отгадки. На какой вопрос они отвечают и что обозначают? В скобках перед ними напиши вопрос, на который они отвечают.
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный?

(Кто?) волк.

Кто родится с усами. Но с закрытыми глазами?

(Кто?) котёнок.

20

Ответы к странице 20

3. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Стоят тёплые деньки. Сугробы стали меньше. Мальчики и девочки убрали коньки и лыжи. Ребята ждут пернатых гостей с юга.

Кто? Ма́льчики, де́вочки.
Что? Деньки́, коньки́, лы́жи.

Поставьте в словах знак ударения, подчеркните буквы гласных звуков.

4. Допиши словосочетания. Составь с ними предложение.

Лиса (к а к а я?)  рыжая, хитрая.
Василёк (к а к о й?)  синий, красивый.
Медведь (к а к о й?) бурый, косолапый.

Слова для выбора: рыжая, хитрая; синий, красивый; бурый, косолапый.

Хитрая рыжая лиса спряталась в нору.
Красивый синий василёк растёт на лугу.
Бурый косолапый медведь спит в берлоге.

Ф ф Ф ф С с С с Х х Х х

21

Ответы к странице 21

5. Вставь в предложения слова, подходящие по смыслу. На какой вопрос они отвечают?

В лесу расцвёл     голубой        подснежник.
Наступила хмурая,    дождливая      осень.
Мне на ладонь упала    холодная    снежинка

холодная дождливая голубой

6. Отгадай загадки. Найди в них слова, отвечащие на вопросы кто? какой? что делает? Заполни таблицу.

Конь стальной,
Хвост льняной.   Игла           
Не шмель, не пчела, а жалит.     Крапива          
Не кусает, не лает,
А в дом не пускает.     Замок         

Кто?     Какой?       Что делает?
конь     стальной     жалит
шмель  льняной      кусает
пчела                      лает
собака                     пускает

22

Ответы к странице 22. Звуки и буквы. Алфавит

1. Заполни звуковые схемы. Выпиши слово, которое начинается с гласного звука.

          Утка        

θ
О(∼)θО   (∼)ОθО    ОθθО
зайка        лиса        утка

2. Какие звуки обозначены выделенными буквами? Как они называются? Составь и запиши новые слова. Со всеми ли буквами можно составить слово? Почему?
Гласные или согласные?
сок (у, ы) дым (о, а, и) сом (а, у) мал (ы, и, у, о, я)

Сок, сук, дым, дом, дам, сом, сам, мал, мыл, мил, мял.
Гласные звуки.

23

Ответы к странице 23

3. Какие звуки обозначены выделенными буквами? Составь новые слова и запиши их.
Гласные или согласные?
Со... (м, к, н, р) ...ОЛЬ (с, м, б, н, в) ...ень (д, г, л, п) ...айка (г, н, л, з)

Сом, сок, сон, сор, соль, моль, боль, ноль, день, лень, пень, гайка, лайка, зайка.
Выделенными буквами обозначены согласные звуки.

4. Соотнеси количество звуков и букв в схемах. Объясни, почему букв оказалось больше. Запиши слова.

(∼)О(∼)  θО(∼)   θОθθО(∼)
пень        конь     букварь

Подчеркни в словах букву, которая не обозначает звука. Устно составь с любым словом предложение.

Пень торчал из высокой травы.

24

Ответы к странице 24

5. Поставь буквы в алфавитном порядке.

             - А, Б, В, Г, Д
             - Е, Ё, Ж, З
             - К, Л, М, Н
             - У, Ф, Х, Ц, Щ

6. Прочитай пословицы, расставив их в алфавитном порядке по начальным буквам. Для этого впиши в кружочки нужные цифры.

6  Грамоте учиться всегда пригодится.
1  Азбука — к мудрости ступенька.
8  Живи, не скупись, с друзьями делись.
3  Ближе матери друга нет.
7  Делаешь наспех — сделаешь на смех.
2  Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
4  Богатством ума не купишь.
5  Век живи — век учись.

25

Ответы к странице 25. Гласные звуки. Обозначение их буквами

1. Допиши буквы для обозначения гласных звуков. 

а о у э    ы  и   ё е ю      я  

2. Запиши словарные слова. Вставь буквы гласных звуков. Проверь по словарю.

П е нал, к а р а ндаш, п о ртфель.

Пенал, карандаш, портфель.

3. Спиши слова с буквой э и предложения. 
    (Эхо, это, этажи, экран.)

Эхо, это, этажи, экран.

Эдик и Эмма играли в эхо, Эдик кричит. И эхо кричит. Эмма слушает эхо.

Эдик и Эмма играли в эхо, Эдик кричит. И эхо кричит. Эмма слушает эхо.

26

Ответы к странице 26

4. Какие буквы пишутся после мягких согласных? Подчеркни эти буквы.

я — е — ё — ю — и
а — э — о - у - ы

5. Напиши слоги по образцу.
Ба—бя, бэ—бе, бо—бё, бу—бю

Ва—вя, вэ—ве, во—вё, ву—вю
Ма—мя, мэ—ме, мо—мё, му—мю

6. Вставь пропуoенные буквы. Подчеркни буквы е, ё, и, ю, я, стояoие после мягких согласных. Спиши любое предложение.
Маша и М а ша играли в мяч. М я ч упал в кусты. Д е ти позвали тёт ю Лену. Т ё тя Л е на принесла им м я ч. 

Маша и Миша играли в мяч. Мяч упал в кусты. Дети позвали тётю Лену. Тётя Лена принесла им мяч. 

27

Ответы к странице 27

7. Спиши сначала слова, а потом предложение. Подчеркни буквы, стоящие после мягких согласных.
Дина — дыня, Маня -  мята. Дина любит дыни.

Дина — дыня, Маня — мята. Дина любит дыни.

8. Прочитай предложения. Подчеркни буквы е, ё, ю, я, которые обозначают два звука. Запиши с ними слова.
Юнга — будущий матрос -
Южных рыбок нам привёз.

Юнга, южных.

Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.

Ягод, я, кислее, знаю.

Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
                         С. Маршак

Ель, ёжик, ёж, ёлка.

28

Ответы к странице 28. Согласные звуки. Обозначение их буквами

1. Рассмотри модели словарных слов. Обозначь звуки буквами. Подчеркни буквы согласных звуков. 

(∼)ОθθО(∼)О      (∼)О(∼)ОθО
  тетради                берёза

2. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите названия учебных предметов.
Линейка, ручка, маш и нка, к а р а ндаш, мяч, п е нал, тетрадь, учебник, ластик.

Линейка, ручка, машинка, карандаш, мяч, пенал, тетрадь, учебник, ластик.

3. Спиши предложения. Подчеркни буквы согласных звуков.
Береги учебник. Клади его в портфель. А тетради убирай в папку.

Береги учебник. Клади его в портфель. А тетради убирай в папку.

29

Ответы к странице 29

4. Измени слова по образцу. Запиши слова парами.

Река — речка,
свеча —     свечка       
птица —       птичка       .

Выбери любое слово, составь с ним предложение и запиши его.

Птичка поёт свою песенку.

5. Какой звук учит произносить скороговорка Л. Ульяницкой? Подчеркни букву, которая обозначает этот звук.

Дал Макар Роману карамельку,
А Роман Макару карандаш.

6. Прочитай текст. Какая буква чаще других повторяется в словах? Подчеркни в них слоги, где согласные звуки произносятся мягко.

В саду расцвела роза. Рядом вырос репей. Репей ругали. Розе радовались.

Спиши предложение из четырёх слов. 

В саду расцвела роза.

30

Ответы к странице 30. Слоги. Перенос слов

1. Догадайся, какие слова не дописаны, и запиши их. В каждом слоге подчеркни буквы гласных звуков.
Вес..., пче..., виш..., Ва..., сли....

Весна, пчела, вишня, Ваня, слива.

2. Отгадай загадку. Выпиши выделенные слова, разделив их на слоги. Сравни количество слогов и гласных букв в этих словах.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. 

До-ро-жки, о-ко-шки, по-да-ри-ла, про-ка-ти-ла. Количество слогов равно количеству гласных.

31

Ответы к странице 31

3. Аня делит пирог на части, а Ваня делит слова на части (слоги). Помогите ему сделать это правильно.
Ученик, язык, мальчик, письмо, майка.

У-че-ник, я-зык, маль-чик, пи-сьмо, май-ка.

4. Прочитай слова—названия цветов. Выпиши слова, состоящие из одного, двух и трёх слогов.
Астра, мак, левкой, тюльпан, роза, гвоздика, ирис, василёк, флокс, лилия.

Один слог: мак, флокс.
Два слога: астра, левкой, тюльпан, роза, ирис.
Три слога:  гвоздика, василёк, лилия.

32

Ответы к странице 32

5. Догадайся, как из отдельных кусочков составить слова. Запиши их.
Рыдают буквы в каждой строчке:
От наших слов — одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало.

...тина, ...тошка, ...та, ...амель, .. .ман, ...тон, ...усель, ...амель.

Картина, картошка, карта, карамель, карман, картон, карусель, карамель.

6. Игра "Слоговые цепочки". Продолжите их. Придумайте свои цепочки с новыми словами. Записывайте их, деля на слоги. 

Я-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ня.
Мо-ре, ре-ка, ка-бан, бан-ка, ка-ша, ша-тёр, тёр-ка.

33

Ответы к странице 33

7. Раздели слова с буквами й, ъ, ь для переноса.
Майка, лейка, зайка, коньки, петельки, отъезд, змейка, уклейка.

Май-ка, лей-ка, зай-ка, конь-ки, пе-тельки, петель-ки,отъ-езд, змей-ка, уклей-ка.

8. Объясните, как можно переносить данные слова.
угольки чаиник хорьки

уголь-ки   чай-ник    хорь-ки

Подберите подходящее слово для каждого предложения. Запишите слова. 

В норке живут    хорьки.
Со стола убрали   чайник.
От костра остались   угольки.

34

Ответы к странице 34

9. Выпиши слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Объясни по чему.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.

Раз, два, три, пять, он, раз.

10. Прочитай текст песни. Раздели выделенные слова для переноса.
Берёза моя, берёзонька
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька.
Посередь долинушки.
На тебе, берёзонька.
Листья зелёные.
Под тобой, берёзонька.
Травка шёлковая...

Бе-рёзонька, берё-зонька, берёзонь-ка, бе-лая, куд-рявая, кудря-вая, до-линушки, доли-нушки, долинуш-ки, лис-тья, шел-ковая, шелко-вая.

35

Ответы к странице 35. Ударение

1. Поставьте ударение в выделенных словах. Выберите два предложения для списывания.
Старинный замок.
Дверной замок.
Кружки для компота
Кружки из бумаги.
Анюта ест вкусный ирис.
Антон ставит в вазу ирис.

Старинный за́мок.
Дверной замо́к.

2. Подбери и запиши рифмы. Обозначь в словах, где надо, ударение.
Идёт — ..., роза  — .... , котенок — ..., рябина — ...
Слова для выбора: поёт, плывёт, ребёнок, медвежонок, калина, малина, мимоза, берёза.

Идёт — поёт, роза  — мимо́за, котёнок — ребёнок, ряби́на — мали́на.

36

Ответы к странице 36

3. Рассмотри рисунок. Прочитай текст. Озаглавь его.

Коты-рыболовы

Кот Барсик и кот Пушок сидят на берегу реки. Они ловят рыбку. Вот окунь, лещик, сомик и уклейка.
Помоги котам-рыболовам поделить улов. Выпиши нужные слова. Обозначь в них ударение.

У Барсика:   о́кунь, ле́щик, со́мик.
У Пушка:    укле́йка.

37

Ответы к странице 37

4. Прочитай отрывок из «Тихой сказки» С. Маршака. Обозначь в словах ударение. В каких словах знак ударения ставить не надо? Почему? Выпиши эти слова.
                ***
Эту ска́зку ты прочтёшь
Ти́хо, ти́хо, ти́хо...
Жи́ли-бы́ли се́рый ёж
И его́ ежи́ха.
Се́рый ёж был о́чень тих
И ежи́ха тоже.
И ребёнок был у них —
Óчень ти́хий ёжик.

Ты, прочтёшь, ёж, и, был, тих, ребёнок, у них, ёжик.

5. Прочитай стихотворные строки А. Плещеева. Выпиши рифмующиеся слова. Поставь в них знак ударения. Подчеркни ударный слог.
Ту́ча не́бо кро́ет.
Со́лнце не блести́т,
Ве́тер в по́ле во́ет,
До́ждик мороси́т.

Кро́ет- во́ет, блести́т - мороси́т.

38

Ответы к странице 38

6. Поставь знак ударения на последнем слоге каждого слова. Составь и запиши предложения с этими словами.

магази́н алфави́т портфе́ль

Ира идёт в магазин.
Я выучил алфавит.
Папа купил мне портфель.

7. Запиши ответы на вопросы, используя выделенные слова. Какой знак нужно поставить в конце предложений? 
весной зеленая птицы
Когда растаял снег?
Какая трава появилась на проталинах?
Кто прилетел с юга?

Снег растаял весной. Зелёная трава появилась на проталинах. С юга прилетели птицы.

39

Ответы к странице 39. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами

1. Прочитайте текст. Подчеркните в словах буквы безударных гласных звуков.

Весной шумно бурлит река. Вода вышла из берегов. Она затопила поля и опушку леса. Лесные жители ушли в глубь леса.

Выпишите выделенные слова. Поставьте в них знак ударения. Подберите проверочные слова.

Река́ - ре́ки, вода́ - во́ды, поля́ - по́ле, лесны́е - лес.

— Как проверить слово лесные?
— Проверочное слово есть в последнем предложении. 

40

Ответы к странице 40

2. Прочитай предложения. Найди слова, которые помогут проверить написание безударного гласного звука.
                  Кто у кого?

у сл о на — сл о нята.   — слон
У к о та — к о тята.   —  кот
У с о ма — с о мята.  —  сом

Спиши любое предложение, вставляя про пущенные буквы. 

У слона — слонята.

3. Помоги Ане правильно написать слова с безударными гласными звуками. Какую букву ты вставишь?

Зв е зда́ —   звёзды     ,
3 и ма́ —  зи́мы           ,
бл и ны́ —   блин        ,
сл е за́ —    слёзы       ,
с о сна́ —   со́сны       ,
гн е здо́ —   гнёзда     ,
пч е ла́ —    пчёлы     ,
гр и бы́  —   гриб        .

41

Ответы к странице 41

4. Прочитайте стихи Е. Благининой. Вы пишите слова-родственники. Подчеркните проверочное слово.
Вьётся недалечко
Реченька-река,
Маленькая речка —
Меньше ручейка.

Реченька-река, речка.

5. Прочитай и отгадай загадку. Посоветуй Ване, как правильно написать слова с безударным гласным звуком. Помоги ему подобрать проверочные слова.

На дв о ре г е рой,
а в избе в о дой.

Слова для выбора: двор, дворик; горы, гористый, горки; воды, водный.

Дворе́ - двор, горо́й - го́ры, водо́й - во́ды.

42

Ответы к странице 42

6. Подбери и впиши проверочные слова. Спиши предложение.
тянет тяжесть пятна

т я жёлый  — тя́жесть
п я тно́ — пя́тна
т я ну́ть — тя́нет

Дед репку тянет-потянет, а выт я нуть не может.

Дед репку тянет-потянет, а вы́тянуть не может.

7. Озаглавь текст. Понятно ли тебе, почему выделены отдельные слова? Спиши последнее предложение.

В  лесу

Мы гуляли в л е су. Катя собирала цв е ты. А Вася нашёл гр и бы. В л е су мы видели л о сёнка с л о сихой.

В лесу мы видели лосёнка с лосихой.
Лесу́ - лес, цветы́ - цве́тик, лосёнка - лось, лоси́ха - лось.

43

Ответы к странице 43. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

1. Сравни слова. Какими звуками они различаются? Как эти звуки обозначаются на письме? Спиши пары слов.

Хор — хорь,    ест  —  есть,
мел — мель,     он  —  конь.

2. Впиши в предложения нужные слова.

шест — шесть      ел — ель
мел — мель         хор — хорь

 Хорь    — хищный зверек.
В школе выступал    хор   .
Это белый    мел   .
Корабль сел на    мель    .
У прыгуна     шест    .
У крыльца     шесть    ступенек
В лесу растёт   ель        .
Антон     ел       малину. 

44

Ответы к странице 44

3. Измени и запиши слова так, чтобы в них появился мягкий знак (ь).

Звери —    зверь   , двери —   дверь    ,
лоси —   лось     , кони —   конь    ,
сети —  сеть    .

4. Допиши предложения. Подчеркни мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука.
январь осень день

Первый месяц в году —   январь   .
После лета наступает   осень   .
Зимой бывает самый короткий    день   .

5. Прочитай слова. Как разделить их на три группы? На какой вопрос отвечают все эти слова?
Окунь, лось, рысь, пескарь, гусь, медведь, олень, снегирь, карась.

Кто? Окунь, пескарь, карась.
Кто? Лось, рысь, медведь, олень.
Кто? Гусь, снегирь.

45

Ответы к странице 45

6. Закончи предложения, выбрав правильный ответ. Спиши их. Как обозначена мягкость согласных в конце слов?
                   Кто где живёт?
Окунь и пескарь живут   . в реке
Медведь и рысь живут    . в лесу 

Окунь и пескарь живут в реке.
Медведь и рысь живут в лесу.

7. Сравни количество звуков и букв в моделях слов, начинающихся одинаково. В каком слове букв оказалось больше, чем звуков? Заполни схемы, ниже запиши слова. 

  θОθθО                        θО(∼)θОθ
5 букв 5 звуков            7 букв > 6 звуков
булка                           бульдог

Пал..ка — пал..то, пен..ка — пен..ки.

Пал.ка — пальто, пенка — пеньки.

46

Ответы к странице 46

8. Вспомните, как произносятся согласные перед мягким знаком (ь). Обозначьте мягкость звуков ([(∼)]). Подчеркните мягкий знак (ь).

                    (∼)                        (∼)
Банка — банька, горка — горько, палка —
     (∼)                         (∼)                        (∼)
пальчик, галка — галька, полка — полька.

9. Допиши предложения. Какой знак надо поставить в конце каждого предложения? Подчеркни слова с мягким знаком (ь).

По льду скользят   коньки       .  
На ёлке блещут     огоньки      .
В костре трещат    угольки      .
В июле цветут       васильки     .

10. Прочитай слова с мягким знаком (ь) из «Азбуки» Л. Н. Толстого. Запиши их по алфавиту.

ель Русь пень кинь соль боль тень цепь царь ось (ь).

Боль, ель, кино, ось, пень, Русь, соль, тень, царь, цепь.

47

Ответы к странице 47

11. Поставь там, где надо, мягкий знак

Мален ь кая лен ь  до бол ь шой дорастёт.
Сем ь   раз пример ь , один раз отрежь.

12. Прочитай пары слов. Как произносится согласный звук перед буквами е, ё, и, ю, я?

Мак — мяч, мал — мял.
Лоб — лён, Толя — тётя.
Мы — мир, сын — синий.
Лук — люк, Луша — Люба.
Мэр — метр, сэр — серый.

Выпиши слова с мягкими согласными. Подчеркни буквы согласных звуков, которые произносятся мягко. Выдели гласные, стоящие рядом.

Мяч, мял, лён, Толя, тётя, мир, синий, люк, Люба, метр, серый. 
Согласный звук перед буквами е, ё, и, ю, я произносится мягко.

48

Ответы к странице 48

13. Прочитай рассказ. Спиши первое предложение.

Тётя дала Варе мёда. Варя сама ела мало мёда, а дала мёд Мише, Васе и Кате. Дети были рады.
                                                Л. Н. Толстой

Тётя дала Варе мёда.

Подчеркни в словах буквы, с помощью которых обозначена мягкость согласных звуков.

14. Прочитай цепочки слов. Вставь про пущенные буквы. Какие буквы указывают на мягкость согласных звуков? Подчеркни их.

Л а па — шл я па.
Алл а  — Ал я  .
Р о ма — р ё ва.
кл о п — кл ё н.
М э р — м е тр,
с э р — с е рыи.
3 у б — из ю м.
кл у б — кл ю в.
М ы ло — М и ла.
в ы дра — в и лка. 

49

Ответы к странице 49. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Составь из слогов слова и запиши их. Подчеркни буквосочетания, написание которых надо запомнить. 

Мыши, машина, дыши, шило, шина.
Чижи, ежи, лужи, ужи.

2. По каким признакам Аня и Ваня разделили слова по группам?

Что?         Какие?     Что делала?
шишки     пушистые   крошила
снежинки душистые   сушила

Составьте и запишите словосочетания со словами из первой и второй групп.

Пушистые снежинки. Душистые шишки.

50

Ответы к странице 50

3. Выбери слова и допиши предложения.
ежи малыши моржи

Жи-жи-жи — прибежали к нам   ежи   .
Ши-ши-ши — их кормили     малыши    .

4. Допиши слова с буквосочетаниями жи— ши.

Каранда ши  , гара жи  , детёны ши  , эта жи  , шала ши  , малы ши  .

5. Заполни пропуски и запиши стихотворные строки К. Чуковского.

Да здравствует мыло душ и стое
И полотенце пуш и стое!

Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое!

Запиши ответы на вопросы, используя ело ва из стихотворения.

Мыло (к а к о е?)     душистое   .
Полотенце (какое?) пушистое   .

51

Ответы к странице 51

6. Составь слова. Запиши их.
ща ку све сик ча      ча ща ро пи вель

Чаща, свеча, часик, куча.
Пища, чаща, роща, щавель.

7. Распределите слова по группам с помощью вопросов.
  Что это?   Что делаю?

Час, чашки, получаю, отвечаю, выключаю, кочан, чайка, намечаю, поручаю, рычаг, скучаю, чайник, мочалка, качаю.

Час, чашки,         Получаю, отвечаю,
кочан, чайка,      выключаю, намечаю,
рычаг, чайник,    поручаю, скучаю,
мочалка              качаю.

52

Ответы к странице 52. Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки

1. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный мягкий знак (ь). Запиши.

Сбивать — собью, сшивать —    сошью   ,
поливать —     полью    .

2. Прочитай слова. Какие слова будет за писывать Аня, а какие — Ваня? Запиши вместе с ними.
Семья, семь, пальчик, вьюнок, листья, пень. Крылья, деньки, дверь, колосья, братья.

Семья, вьюнок, листья, крылья, колосья, братья.
Семь, пальчик, пень, деньки, дверь.

53

Ответы к странице 53

3. Спиши предложение. Подчеркни разделительный мягкий знак (ь).
Осенью с деревьев осыпались листья.

Осенью с деревьев осыпались листья.

4. Помоги второклассникам составить предложение. Используй слова из столбиков.
Илья Марья Софья чаи печенье варенье

Илья, Марья и Софья пили чай, ели печенье и варенье.

5. Прочитайте стихи С.Маршака. Обсудите, какое правило надо вспомнить, чтобы грамотно написать выделенные слова.

По полям бегут руч ь и,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут мурав ь и
После зимней стужи.

Бегут (что?)   ручьи    .
Выйдут (кто?)   муравьи   .

54

Ответы к странице 54

6. Спиши слова с разделительным твёрдым знаком (ъ). Подчеркни эту букву.
съезд въезд подъезд объезд подъем

Съезд, въезд, подъезд, объезд, подъем.

7. Прочитайте басню из "Азбуки" писателя Л. Н. Толстого. Что сказал старик? Спишите это предложение. Подчеркните слова с разделительным твёрдым знаком (ъ). Озаглавьте текст.

Яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». 

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

55

Ответы к странице 55. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами

1. Какие буквы парных согласных звуков не дописаны? Выпишите буквы парами.

б-п  в-ф  г-к  д-т  ж-ш  з-с

2. Прочитай слова. Спиши их парами. Сравни звучание и значение каждой пары слов. Подчеркни буквы парных согласных звуков. Зуб — суп, жар — шар, бочка — почка, дочка — точка, плоты — плоды.

Зубсуп, жар — шар, бочка — почка, дочка — точка, плоты — плоды.

56

Ответы к странице 56

3. Спиши слова парами. Почему слова написаны с заглавной буквы? Подчеркни буквы парных согласных звуков.
Боря — Поля, Вера — Федя, Лена — Маша, Дима — Тима, Галя — Коля, Нина — Рина, Женя — Шурик, Зина — Сима.

Боря — Поля, Вера — Федя, Лена — Маша, Дима — Тима, Галя — Коля, Нина — Рина, Женя — Шурик, Зина — Сима.
Имена собственные.

4. Сравни написание и произношение со гласных на конце слов. Спиши слова, изменяя их по образцу.
Ёж, сад, зонт, гриб, шип, мороз, нос, рукав, сапог. Образец: Круг — круги.

Ёж — ежи, сад — сады, зонт — зонты, гриб — грибы, шип — шипы, мороз — морозы, нос — носы, рукав — рукава, сапог — сапоги.

57

Ответы к странице 57

5. Допиши предложения, вставляя слова по смыслу. Подчеркни заглавную букву в начале и точку в конце предложений.

Марина испекла вкусный   пирог    .  
Зайка спрятался под   куст   .  
Дети бегут на   луг   .  
Коля прочитал много  книг   .  

  Слова для выбора: лук, куст, луг, книг, пирог. 

6. Прочитай текст, разделив его на предложения, и запиши. Подчеркни буквы парных согласных звуков на конце слов.
Выпал снег пруд замёрз ребята пошли на пруд Тима надел коньки он бежит на лёд а там прорубь мальчик упал в воду друзья спасли Тиму.

Выпал снег. Пруд замёрз. Ребята пошли на пруд. Тима надел коньки. Он бежит на лёд, а там прорубь. Мальчик упал в воду. Друзья спасли Тиму.

58

Ответы к странице 58. От слова к предложению

1. Составь предложения по схеме и запиши их.
Лес, в, зайчишка, убежал, трусливый. Запел, звонкий, небе, в, жаворонок.
Кто? Что сделал? Какой? Куда? Где?

Трусливый зайчишка убежал в лес. Звонкий жаворонок запел в небе.

Бабочка, саду, пёстрая, в, порхает. Жёлтая, клетке, в, сидит, канарейка.
Какая? Где? Кто? Что делает?

Пёстрая бабочка порхает в саду. Жёлтая канарейка сидит в клетке.

59

Ответы к странице 59

2. Прочитай слова. Составь и запиши предложения.
Почки, на, белых, лопаются, берёзах. Цветочки, в, показались, поле. Душистые, травы, лугах, в, растут.

На бедых берёзах лопаются почки. В поле показались цветочки. В лугах растут душистые травы.

3. Прочитай текст. Раздели его на предложения.

У Даши на даче жил кролик | девочка кормила его капустой| однажды она забыла закрыть калитку| кролик пропал| Даша заглянула под крыльцо| там сидел пушистый беглец | Даша была рада.

Письменно ответь на вопросы, используя слова из столбика. Проверь себя по тексту.

У кого на даче жил кролик? --- Даша
Кто кормил его капустой? ---- девочка 

У Даши на даче жил кролик.
Девочка кормила его капустой.

60

Ответы к странице 60. От предложения к тексту

1. Прочитай предложения. Как ты думаешь, связаны ли они по смыслу?
На его стебле гладкие листочки и цветы. Тюльпан — красивый садовый цветок. Тюльпаны бывают жёлтые и красные. Цветок тюльпана похож на колокольчик.
Запиши текст правильно. Озаглавь его.

                           Тюльпан
Тюльпан — красивый садовый цветок. На его стебле гладкие листочки и цветы. Цветок тюльпана похож на колокольчик. Тюльпаны бывают жёлтые и красные. 

61

Ответы к странице 61

2. Подумай, какой знак надо поставить в конце каждого предложения, если в нём: о чём-то сообщается, повествуется —   .   , задается вопрос  —   ?   , выражается сильное чувство (восклицание)  —   .

Колокольчики мои, цветики степные   .   
Что глядите на меня, тёмно-голубые  ?  

3. Прочитай начало сказки «Теремок». Спиши выделенное предложение. Составь и запиши предложение, в конце которого тоже можно было бы поставить вопросительный знак.
Лежит в поле кувшин. Прибежала мышка-норушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живёт?» Никто не отзывается. Вот мышка стала жить да поживать в теремке.

Кто в тереме живёт?
Какого цвета была мышка?

4. Прочитай рассказ М. Пришвина.

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, но она отворачивалась...
— Лада, — сказал я, — надо поесть... Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.
— Кушай, Лада, — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку её силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь.
Ответь на вопрос: «Что спасло жизнь Лады?» Напиши предложение, используя варианты ответа.
несколько глотков молока, ласка хозяина

Жизнь Лады спасла ласка хозяина.

62

Ответы к странице 62

5. Спиши первое предложение из песенки «Бурёнушка». Подчеркни слова, которые звучат ласково.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ли ей крапивушки нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя;
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя! 

Уж как я ль мою коровушку люблю!

63

Ответы к странице 63

6. Раздели текст на предложения. Вспомни правила записи предложений.
Стая птиц летит в рощу это грачи они громко кричат грачи часто гуляют по полю они ищут корм грач — полезная птица.
Запиши любое из получившихся предложений.

Грачи часто гуляют по полю.

7. Умеешь ли ты писать записки, приглашения, объявления? Прочитай объявление. Допиши его.

                   Объявление
30 мая в нашей школе состоится весёлый концерт «Здравствуй, лето!».
Приглашаются все учащиеся первых классов.

Концерт состоится   в актовом зале   .
Начало концерта в         18:00           .
                          Ученики         1 А класса   

 Вот и урокам конец!
А кто писал, тот молодец!