"Герой нашего времени...точно портрет, но портрет не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии"
М.Ю. Лермонтов
Психологический роман - это произведение, рассказывающее о характере героя не словами автора, а объясняющее поступками, мыслями самого героя (разговором с собой). Лермонтов отказывается от обычной хронологической композиции, а показывает Печорина сначала глазами Максима Максимыча - человека любящего, но не понимающего его, затем глазами проезжающего автора, который безразличен к герою как человеку, но понимает его, и лишь потом сам Печорин старается разобраться в своей душе.
Основная задача произведения зарисовать образ современника автора. Роман начинается с очень простой фразы: "Я ехал на перекладных из Тифлиса". Это лаконичная законченность сразу вводит в увлекательные события. Григорий Александрович Печорин - вымышленный герой, но талант автора делает его понятным, живым и неповторимым. Лермонтов знакомит с героем постепенно.
В повести "Бэла" Печорин показан глазами доброго Максима Максимыча, который по старчески привязан к своему молодому товарищу. Дружба между Печориным и Максимом Максимычем возникло сразу же на равных, штабс-капитан покрывал Печорина, безоговорочно потакал ему. К Кавказцам Максим Максимыч относился, как к недавним врагам, но невозможно объяснить отношение Печорина к Кавказу. С одной стороны Печорин с удивлением узнает о жизни этих людей, с интересом идёт на свадьбу, следит за событиями, обычаями, но как только он задумал похитить Бэлу, для него нет нравственных преград, он всё ставит на кон. Печорин с легкостью дразнит Азамата, который повадился ездить в крепость потому, что тянется к Печорину. Добившись постыдное сделки, Печорин принимается обольщать Бэлу и чем труднее ему, тем стремительнее он действует. Белла не может устоять против уникальной силы этой личности. Жизни ее разрушена из-за минутной прихоти Печорина, сам он быстро убеждается, что любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барышни.
Печорин странен, как считает Максим Максимович. То он может на кабана один-на-один пойти, а то форточка стукнет - он вздрогнет. Поведение Печорина после смерти Бэлы Максим Максимыч понимает как необъяснимые черты характера, а ведь Печорин мучается, гложет его стыд за погубленную жизнь, смириться он не может. Одно воспоминание о Бэле заставляет его страдать, но его страдания переходят в цинизм и злость, которые выплескиваются на других людей.
Размышляя о людях прошедших поколений в своих дневниках, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, неспособным к жертвам во имя человечества. Он потерял веру в возможность осуществления великих идей. Его неверие и скептицизм - результат эпохи, наступившей после 1825 года в России.
Лермонтов s-coupe говорит о формировании своего героя, носом Печорин Объясняет Мэри, что душа его испорчена светом. Его лучшие чувства подвергались осмеянию, поэтому приходилось хоронить их в глубине сердца. Удивительно ли, что они так и умерли там, не успев раскрыться. Теперь он не верит друзьям, возлюбленным, своей остроумной философией доходит до горького цинизма.
По его мнению дружба - это рабство, а любовь - лишь наслаждение сорванным цветком, который быстро завянет. Печорин убивает всё лучшее в себе, он устал от скуки и безверия, от всего, что является его жизнью, хотя Печорин устал не от жизни, от её отсутствия. Между тем он умён, образован, начитан, обладает высокой культурой, поэтому часто задумывается над тем, зачем живет человек, что есть добро, а что зло, и он абсолютно уверен в своем высоком предназначении.
Но слишком многое дано Печорину природой. Он является чрезвычайно чувствительной натурой, он понимает людей, легко находит их слабости, от него трудно скрыть тайную сторону поступка. Вместе с этим Печорин обладает огромной притягательной силой. Все стремятся подружиться с ним (Грушницкий, Мэри, её мать, Вера, её муж). В то же время герой хладнокровен, обладает сильной волей, любыми средствами добивается цели, поэтому и страдают от него окружающие. Есть единственный человек на водах, к которому Печорин относится почти по-дружески. Материалист врач, также презирающий свет скептик, Вернер позволяет себе откровенно высказывается Печорину, но у него есть любимое дело, а Печорин не знает, к чему приложить свои силы. Любовь или просто внимание со стороны к Печорину грозит бедой. Погибла Бэла, измучена душа Мэри, но Печорин не торжествует от победы. Ему самому искренне жаль девушку и он готов забыть свои взгляды на брак и броситься к ногам Мэри, просить её руки. Поражает удивительная сила воли Мэри, которая бросает ему в лицо: "Я вас ненавижу".
Нет счастья и с Верой. Долгие годы они любят друг друга, но кроме страданий, опустошающих душу, тоски, ничего друг другу не дают. В конце концов Печорин остается абсолютно одиноким человеком, даже Вернер покидает его, так как не может смириться с хладнокровностью (убийство Грушницкого).
Печорин трагически одинок, так как нет области, в которой он бы мог приложить свои силы. Он не видит цели своей жизни, но понимает, что она должна быть. Это образ страдающего эгоиста. Он до того не нужен обществу, что даже точного места смерти не имеет (Персия-Россия). Вероятно тот, кто знал его, с горечью пожмет плечами и забудет.