В "Недоросле" Фонвизин остается в рамках бытовой комедии, но лежит и новая глубокая социальная проблематика: Фонвизин поставил перед собой задачу показать современные нравы, как результат определенной системы взаимоотношений людей, то есть нравы определенные сословной принадлежностью и воспитанием.
Комедия злободневна и является точной картиной современной Фонвизину русской жизни, здесь и попытка создать социальные темы, то есть показать, что характеры типичны для сословия. Даже название связано с темой воспитания, говорит как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, а ведь воспитывают, чтоб сделать людей ответственных за свои поступки, подготовить к служению Отечеству. Нужно воспитывать дворянство, не изменять общественный строй, а искоренять воспитанием все скотские пороки общества.
Эта проблема сосредоточена вокруг Митрофанушки – недоросля, который не желает учиться. Его мораль: «не хочу учиться, хочу жениться», такие взгляды поддерживает и его мать – госпожа Простакова, деспотизм которой сделал сына безвольным. Сама она не умеет даже читать, а отношение к учению и воспитанию проявляется в том, как она подбирает учителей: грамоте учит дьячок «арихметике» - отставной сержант, другим наукам по-французски учит А.А. Вральман (именно его считает Простакова хорошим учителем, потому что «он ребенка не неволит»). Мать заботится, чтоб от науки у ребенка не заболела голова. Учителей же волнует только жалованье (кроме Цыфиркина).
Своеобразным резонером является стародум, он излагает свою программу воспитания: «…имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время». Он верит в противоборство добра и зла и говорит Софье, что «всякий найдет себе довольно сил, чтобы быть добродетельным». Нужно только захотеть и положиться на свою совесть.
Счастье в его понимании – служение отечеству, и все воспитание направлено на то, чтобы быть полезным обществу, в котором дело Великого государя – «показать людям прямое их благо», то есть в «Недоросле» продолжаются традиции классицизма.