1. Прочитайте былину "Святогор и тяга земная" (текст вы найдете в электронных материалах к учебнику).
Поехал Святогор путём-дорогою широкою,
И во пути встретился ему прохожий.
Припустил богатырь своего добра коня
К тому прохожему,
Никак не может догнать его:
Поедет во всю рысь - прохожий идёт впереди;
Ступою едет - прохожий идёт впереди.
Проговорит богатырь таковы слова:
"Ай же ты, прохожий человек,
Приостановись не сомножечко,
Не могу тебя догнать на добром коне".
Приостановился прохожий,
Снимал с плеч сумочку
И кладывал сумочку на сыру землю.
Говорит Святогор-богатырь:
"Что у тебя в сумочке?"
"А вот поднеми с земли, так увидишь".
Сошёл Святогор с добра коня,
Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю увяз.
Говорит богатырь таковы слова:
"Что это у тебя в сумочку накладано?
Силы мне не занимать стать,
А я и здынуть сумочку не могу". -
"В сумочке у меня тяга земная". -
"Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут,
Звеличают как по изотчины?" -
"Я есть Микулушка Селянинович". -
"Ты още скажи, Микулушка,
Поведай-ка, как мне узнать судьбину божию?" -
"А вот поезжай путём-дорогою прямоезжею до розстани,
А от розстани сверни влево,
И пусти коня во всю прыть лошадиную,
И подъедешь к Сиверным горам.
У тых у гор, под великим древом стоит кузница,
И ты спроси у кузнеца про свою судьбину". -
Поехал Святогор дорогою прямоезжею,
От розстани свернул влево,
Пустил коня во всю прыть лошадиную:
Стал его добрый конь поскакивать,
Реки, моря перескакивать,
Широкие раздолья промеж ног пущать.
Ехал Святогор-богатырь три дня
И доехал до Сиверных гор,
До того до дерева великаго и до той кузницы:
Говорит бргатырь таковы слова:
"А что ты куёшь, кузнец?"
Отвечает кузнец:
"Я кую судьбину, кому на ком жениться". -
"А мне на ком жениться?" -
"А твоя невеста в царстве Поморском,
В престольном во городе,
Тридцать лет лежит во гноище".
Стоит богатырь пораздумался:
"Дай-ка я поеду в тые царство Поморское
И убью тую невесту".
Приехал он к царству Поморскому,
Ко тому ко городу ко престольному,
Приезжал к домишечку убогому,
Входит в избу: никого нет дома,
Одна только девка лежит во гноище;
Тело у ней точно еловая кора.
Вынул Святогор-богатырь пятьсот рублей
И положил на стол, и взял свой вострый меч,
И бил её мечом по белой груди,
А за тым и уехал из царства Поморскаго.
Проснулась девка, смотрит: пятьсот рублей;
И стала она красавицей:
Такой на свете не видано, на белом не слыхано.
На тыя деньги почала она торговать
И наживала безсчотну золоту казну,
Строила кораблики червлёные,
Накладала товары драгоценные.
Слух про ея красоту пошёл по всему городу
И по всему царству.
Пришёл и Святогор-богатырь
Посмотреть на красавицу -
Полюбилась она ему.
Стал он ю сватать за себя,
И она пошла за него замуж.
Как поженился на ней и легли спать,
Увидел он рубчик на нея белой груди
И спрашивал жену:
"Что у тебя за рубец на белой груди?"
Отвечала ему жена:
"В наше Поморское царство приезжал невем человек,
Оставил в нашей избе денег пятьсот рублей,
А я спала крепким сном.
Как проснулась: у меня рубец на левой груди,
И точно еловая кора спала с бела тела,
А до той поры-времени
Я лежала во гноище цело тридцать лет".
Тут Святогор-богатырь дознал,
Что от судьбины своей никуда не уйдёшь.
2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?
Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.
3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?
1 часть заканчивается сюжетом якобы убийства суженой. Она несет смысл поиска судьбы и ее изменения. 2-я часть с момента, когда девушка очнулась ото сна, а в конце стала женой Святогора. Смысл этой части в том, что от судьбы не уйдешь.
4. В чем глубокий иносказательный смысл былины?
Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда. Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.
5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приема подчеркивается в произведении?
Гипербола - преувеличение.
Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю увяз.
Стал его добрый конь поскакивать,
Реки, моря перескакивать,
Широкие раздолья промеж ног пущать.
Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?
Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.
6. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?
В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы. Люди одушевляли явления природы, землю, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре, в мифологии. Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений. К тому же в сумке Микулы Селяниновича лежит тяга земная - одна из почитаемых стихий.
7. Выпишите непонятные слова и попробуйте сами объяснить их значение.
кладывал - складывал
в тые - в то
накладано - сложено
безсчотну - огромную
почала - начала
здымать обема рукамы - поднимать обеими руками
8. Почему богатырь не может поднять сумочки Микулы Селяниновича?
Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.
9. Напишите сообщение о Микуле Селяниновиче.
Сообщение о Микуле Селяниновиче.
Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.
Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.
Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».
Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.
Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тяга (тягость) земная».
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.
10. Напишите сообщение о Святогоре.
Сообщение о Святогоре.
Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.
В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.