Творчество Тютчева медленно находило путь к читателю, к признанию. Лишь в 50-е годы он стал широко известен. Философия Тютчева, его утонченная психология были понятны читателю образованному, с развитым эстетическим вкусом. В лирике Тютчева поэтическое воплощение нашли и вопросы бытия, и тончайшие оттенки любовного чувства, и поразительно одухотворенные пейзажные зарисовки. Трудно выделить лишь одну грань его дарования, и все же больше он известен как поэт - мыслитель.
Темы, которых касается поэт - вечны: это душа человека, мир, в котором он живет, природа, любовь, Россия, Родина. Эмоциональная окраска большинства его стихотворений определяется его трагическим мироощущением. Следуя учению Шеллинга о единой "мировой душе", Тютчев убежден, что природа и внутренний мир человека образуют глубинное единство ("Волна и душа").
Все вопросы, волнующие сознание поэта, сливаются в одну проблему - в тайну человеческого бытия.
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги, –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Человек в поэзии Тютчева двуедин, он слаб и величав одновременно, так же как и мир, окружающий его. Сменяются два мира - дневной и ночной. Дневной - мир Матери-Земли, он не враждебен человеку и дан ему в "утеху, пользу, назиданье". Своей гармоничностью, постоянно обновляющейся красотой природа может спасти человека от одиночества ("Весна")
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, –
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Человека Тютчев объединяет с природой, и как человек она обречена на разрушение, но в отличии от человеческой смерти это разрушение ни есть исчезновение природы как таковой, а есть ее возвращение к своей первооснове, к началу, за которым снова следует развитие ("Последний катаклизм").
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
День для Тютчева оказывается "златотканным", "блистательным покровом", скрывающим за собой что-то могущественное и непостижимое. А во власти черной бесконечности ночи Тютчев осознает бренность своего существования, свое "наследье родовое". Отсюда - неприятие ее.
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Часто поэт обращает внимание на звездную вечность. Объединение с космосом означает для него соединение с канувшими в Лету думами дорогих и близких ему людей ("Проблеск").
О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.
Любовь лирического героя Тютчева полна тревоги, игра страстей, предельная острота переживаний, полное напряжение душевных сил особенно раскрывается в любовной лирике. Много любивший и страдавший Тютчев доносит до нас любовь, как особое чувство и блаженства, и безнадежности, поединок страсти роковой двух сердец. С особым драматизмом эта тема раскрывается во всех стихах, посвященных Е.Денисьевой ("О, как убийственно мы любим") Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о бывшем счастье, непрочном, как все на Земле, но единственном доступном человеку. Любовь стала для поэта прообразом человеческого существования вообще.
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
По-филосовски Тютчев подходит и к теме природы. Она в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена, близка и понятна.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Тютчев воспевает весну, как пробуждение природы, грозу в начале мая, зиму. Трогательно и непорочно, как хрупкое созданье, описан у Тютчева осенний вечер.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Живую красоту природы Тютчев "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину", писал В.Соловьев. Даже прожив 22 года за границей, он остался русским по духу ("Умом Россию не понять"). Ощущение катастрофичности бытия, потрясений в лирике, сделали его творчество предвестием русского символизма. И все же этот человек был великим философом и оптимистом.
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.