Годы, в которые создавалось "Преступление и наказание", были для Достоевского годами тяжелого одиночества. Уходят из жизни 3 самых близких человека: жена, брат и лучший друг. В эти же годы терпит крах журнал "Эпоха" (Достоевский - его редактор). Он работает над романом в том районе Петербурга, в котором селились ремесленники, торговцы, студенты. Здесь и возник образ бедного студента Родиона Раскольникова.
Уже в начале романа читатель узнает, что Раскольников "покусился" на какое-то дело, которое считает собственно новым словом. Умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко - подарок сестры, почувствовал к старухе непреодолимую ненависть.
Возвращаясь домой, в трактире он услышал разговор офицера и студента, где второй доказывал, что убив Алену Ивановну можно облегчить жизнь многим людям, но никто не может взять на себя роль бога. Эта мысль будоражила сознание Родиона, потому что еще полгода назад студент - юрист написал статью "О преступлении", в которой рассматривал психологическое состояние преступника, что это состояние очень похоже на болезнь, помрачение рассудка, распад воли, нелогичность поступков. Кроме того, он поставил вопрос о преступлении, которое разрешается "по совести" и не считается.
Люди делятся на 2 разряда. Первые служат материалом для зарождения себе подобных, а вторые имеют дар или талант сказать новое слово. Чтобы осуществить свою идею, могут даже убить. На самом деле такую теорию выдвинул Наполеон III, а Раскольников почерпнул мысли еще из немецкой философии и трудов молодого Ницше (рассказывает Порфирию Петровичу).
В последние 3 дня перед убийством мысли героя возбуждены трагедией жизни. В грязном трактире под пьяный шум, хохот и крики слушает Раскольников шутовскую речь Мармеладова. Этот "пьяненький" человек обнажает свою душу перед незнакомыми людьми. Он рассказывает о своей дочери Сонечке, которая жертвует собой во имя спасения детей мачехи (Катерины Ивановны). Зал улюлюкает, издевается над Мармеладовым, а в мозгу Раскольникова появляется мысль: "И ко всему то подлец человек привыкает." Но Родион смириться не желает.
На другой день Раскольников получает письмо от матери, где она пытается деликатно рассказать о его сестре Дунечке, которая ради брата продает свою жизнь расчетливому подлецу Лужину. Снеся все унижения в доме Свидригайлова, она долго держалась, пытаясь принять все удары судьбы. А добрая старушка успокаивает сына и говорит о свадьбе, как о великой милости. Вновь возникает в мыслях образ Сонечки - вечной жертвы.
На третий день происходит встреча с пьяной изнасилованной девочкой на конно-гвардейском бульваре. И она жертва каких-то стихийных законов. Эти три события лишь подталкивают, заставляют решиться на тот бунт, который давно в нем зреет. Не только голод и деньги заставляют убить. Он ищет борьбы, свою веру, которую изложил ранее.
Раскольников посчитал себя Наполеоном, исполняющим функции Христа. Он хочет сам понять, кто он: "Тварь ли я дрожащая или право имею", и это - основной мотив к преступлению. Убийством он проверяет прежде всего себя, а не идею, в которую свято верит.